Минприроды РФ поручило российским регионам проверить свои территориальные схемы по обращению с ТКО на движение всех видов отходов, в том числе и строительных. Также в министерстве разработан проект дорожной карты по обращению с отходами, которые образуются в ходе строительства, реконструкции, капитального ремонта, благоустройства, сноса и демонтажа зданий. В результате этой работы предполагается снизить количество этого вида мусора, направляемого на полигоны, и перейти в данной сфере на экономику замкнутого цикла.

По статистике Росприроднадзора, в России за 2020 год образовалось свыше 71 миллиона тонн строительного мусора. На переработку направлено лишь 22 процента этого объема – около 15,5 миллиона тонн. До сих пор не выработан единый подход к мониторингу всех этапов формирования и утилизации строительного мусора. Муниципалитеты не располагают полной информацией о том, какие объекты на их территории демонтируются. Остается низким уровень контроля за образованием, транспортировкой и размещением отходов строительства, в результате чего немалый их объем попадает на нелегальные свалки в окрестностях городов.

В российской “мусорной” сфере больше всего проблем со строительными отходами, отмечает эксперт Роман Казаков. Если ряд наболевших проблем с ТКО все же удалось решить, то обращение с мусором, оставшимся после строительных работ, до сих пор почти не регламентируется законодательством, а его оборот остается теневым. В итоге число несанкционированных свалок в Санкт-Петербурге и Ленинградской области остается высоким. Около 90 процентов их содержания – битый кирпич и бетон, остатки конструкций из древесины и многое другое. На их ликвидацию уходят сотни миллионов бюджетных рублей, тогда как эти отходы имеют V класс опасности и, согласно законодательству, должны быть переработаны и использованы повторно.

- Реклама -

В последнее время значительную долю в этих отходах составляет грунт, который образуется в результате работ нулевого цикла и землеустроительных работ при строительстве. По словам Романа Казакова, основную часть грунта нечистые на руку предприниматели вывозят на нелегальные свалки. Причина этому – несовершенство системы регулирования и контроля и отсутствие современной инфраструктуры по переработке.

Проблема в том, что строительные отходы очень неоднородны: среди кирпича и бетона попадается и стекло, и железо, и керамическая плитка, и многие другие виды отходов. Их нужно отсортировывать. Это очень затрудняет создание подобного производства.

Однако примеры подобного бизнеса все же существуют. В Архангельской области в октябре 2022 года запустят производство по переработке старых бетонных конструкций.

Переработанное сырье намерено использовать само предприятие – при выпуске свай, бетонных конструкций и самого бетона. Доля вторсырья в них будет составлять 5-10 процентов. Расчеты показывают, что использование вторсырья на первом этапе позволит удешевить это производство на пять процентов. Впоследствии, когда будут налажены стабильные поставки отходов на переработку, экономия может вырасти до 30 процентов.

Чтобы вывести работу со строительными отходами из тени, разрабатывается постановление правительства РФ по обращению с отходами строительства и сноса, отметил управляющий Национальной ассоциации демонтажных организаций России (НАДО) Артем Кондратьев. Однако здесь могут проявлять инициативу и сами регионы. В частности, аналогичное постановление издало правительство Московской области. В нем юридически закреплено такое понятие, как отходы строительства, сноса и грунтов (ОССиГ). С 1 июня 2021 года там была запущена реформа по обращению со строительными отходами. В регионе внедрили автоматизированную систему контроля, которая позволила к 1 сентября 2021 года сократить число нелегальных свалок на 61 процент по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. Благодаря этому более шести миллионов тонн отходов строительства ежегодно отправляются на переработку. По мнению экспертов, подобный опыт стоит взять на вооружение и другим регионам.

Пожалуйста, оцените материал:
[Общий: 0 Средний: 0]