Одной из самых актуальных задач российской промышленной политики является стимулирование рационального и эффективного использования материальных, финансовых и природных ресурсов и внедрение ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий. Акцентирование внимания промышленности на необходимости рационального природопользования и снижения степени антропогенного воздействия на окружающую среду прослеживается во всех стратегических документах Российской Федерации. При этом, как для представителей промышленности, так и для природоохранных органов, очевидна необходимость соблюдения разумного баланса между экологичностью производства, финансовыми возможностями предприятия и общей экономической ситуацией в стране.

Переход российской промышленности на принципы наилучших доступных технологий (НДТ) предполагает модернизацию технологических процессов и по сути является одним из наиболее перспективных инструментов для достижения стратегических целей по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Перечень мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий включает в себя разработку технологических показателей, характеризующих переход на принципы наилучших доступных технологий и наилучших экологических мировых практик.

В рамках научно-исследовательской работы по заказу Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы учеными и специалистами НИУ «МЭИ» проведена оценка потенциала снижения негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) города Москвы, как при внедрении наилучших доступных технологий, так наилучших мировых экологических практик.

- Реклама -

На 01.12.2022 года на территории города Москвы стоят на учете 44 объекта I категории НВОС, 1466 объекта II категории, 5669 объектов III категории и 2408 объектов IV категории. Динамика изменения структуры объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по категориям за период 2018–2022 гг. приведена на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение предприятий города Москвы в течение 2018–2022 гг. в зависимости от категории НВОС

Анализ структуры валовых выбросов загрязняющих веществ предприятиями города Москвы по категориям НВОС показал во многом предсказуемое распределение, а именно то, что 62% составляет вклад объектов I категории, 22% — II категории, 15% — III категории, менее 1% — IV категории. Следовательно, основные резервы для снижения выбросов существуют именно у предприятий I и II категории.

Причем, значение имеет не только категория НВОС, но и отраслевая принадлежность предприятия. Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха города Москвы промышленными предприятиями вносят энергетические предприятия (I категории — 72% от всего объема выбросов предприятий данного раздела ОКВЭД), II и III категории — 23% и 5% соответственно), обрабатывающие производства (I категории — 64%, II категории — 17 %, III категории — 19%).

Рис. 2. Распределение выбросов загрязняющих веществ предприятиями I-IV категории НВОС города Москвы

При переходе предприятий города Москвы на НДТ и наилучшие мировые практики могут быть значительно снижены выбросы таких маркерных веществ, как:

  • оксиды азота (NOx);
  • диоксид серы (SO2);
  • оксид углерода (СО).

Наибольший выброс загрязняющих веществ соответствует следующим административным округам, согласно рисунку 3: ЗАО — 34 тыс. т/год, ЮВАО — 30 тыс. т/год САО — 19 тыс. т/год.

Рис. 3. Распределение суммарных валовых выбросов загрязняющих веществ от предприятий I-IV категории НВОС в разрезе административных округов с указанием доли маркерных загрязняющих веществ

Карта распределения суммарных валовых выбросов по отдельным районам города Москвы приведена на рисунке 4.

Рис. 4. Распределение суммарных выбросов загрязняющих веществ в рамках районных муниципальных образований, т/год (2021 год)

Детализированный анализ по наиболее загрязненным районам Москвы позволил оценить следующие количественные оценки выбросов и потенциально предотвратимый в случае перехода на НДТ и наилучшие экологические мировые практики экологический ущерб:

  • Капотня — суммарный выброс — 21 тыс. т/год, экологический ущерб — 250 млн руб.;
  • Очаково-Матвеевское — суммарный выброс — 20 тыс. т/год, экологический ущерб — 290 млн руб.;
  • Дмитровский — суммарный выброс — 17 тыс. т/год, экологический ущерб — 230 млн руб.;
  • Бирюлево Западное — суммарный выброс — 11,5 тыс. т/год, экологический ущерб — 150 млн руб.;
  • Дорогомилово — суммарный выброс — 7 тыс. т/год, экологический ущерб — 80 млн руб.

Очевидно, что модернизация производства предполагает значительные затраты для предприятий. Экспертная оценка, проведенная в рамках научно-исследовательской работы НИУ «МЭИ», показывает, что для достижения эффекта снижения загрязнения атмосферного воздуха стационарными источниками на 15–20 % необходимо финансирование порядка 1,5–2 млрд. рублей. Однако, чистый экономический эффект от уменьшения загрязнения окружающей среды и соответствующего снижения заболеваемости населения в этом случае за 15 лет может достигнуть величины, соизмеримой этим затратам.

Таким образом, в настоящее время абсолютно реальны перспективы снижения негативного воздействия на окружающую среду от стационарных источников города Москвы на 15–25% при условии перехода на наилучшие доступные технологии и наилучшие мировые экологические практики предприятий I категории и наиболее крупных предприятий-загрязнителей II категории. Важным аспектом для реализации такого перехода является наличие мер государственной поддержки.

Анкетирование предприятий города Москвы показывает, что в настоящее время экономические рычаги господдержки не могут полноценно использоваться для стимулирования перехода на НДТ. К наиболее эффективным мерам государственного стимулирования респондентами были отнесены:

  • ускоренная амортизация;
  • предоставление льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • содействие в осуществлении инвестиционной деятельности, направленной на внедрение НДТ и реализацию иных мер по снижению НВОС.

Однако, по мнению анкетируемых, для интенсификации процесса перехода на НДТ необходимы такие дополнительные меры, как:

  • инвестиционный налоговый кредит;
  • совершенствование механизма выплаты купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению НДТ;
  • выработка дополнительных мер поддержки для производителей природоохранного оборудования.

Подводя итог, в настоящее время, несмотря на внешние воздействия и достаточно сложную экономическую ситуацию, на государственном уровне реализуются меры, направленные на снижение загрязнения окружающей среды и повышения качества жизни населения. И замедлить этот процесс нельзя, потому что во многом от него зависит численность и состояние здоровья трудоспособного населения страны.

Внедрение наилучших доступных технологий — инструмент, позволяющий обеспечить эффективность производства и снижение негативного воздействия на десятилетия. Но для его эффективного использования важно понимать, что цель и у государства, и у собственников предприятия одна — сохранить и трудовые, и природные ресурсы, обеспечивающие устойчивый экономический рост и развитие нашей страны. Именно поэтому, несмотря на то, что основной вклад в загрязнения атмосферного воздуха в таких крупных мегаполисах, как Москва, вносит транспорт, целесообразно дополнительное стимулирование повышения энергоэффективности и экологичности предприятий.

Пожалуйста, оцените материал:
[Общий: 0 Средний: 0]