природоохранная прокуратура разъясняет, что ранее практика введения моратория на плановые проверки уже реализовывалась. Так, в 2022 году постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее — постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336) был введен мораторий на проведение плановых проверок, планируемых с 10.03.2022 до конца декабря 2022 г.

Многие проверки, в связи с указанными ограничениями, были отменены или заменены на профилактические визиты, являющиеся одним из видов необязательных профилактических мероприятий. Данные меры также способствовали снижению количества внеплановых проверок.

Постановлением Правительства РФ от 01.10.2022 № 1743 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336. Изменения введены в части установления особенностей формирования планов проверок на 2023 год согласно положениям ч. 1 ст. 61 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

- Реклама -

В соответствии с п. 11.3 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 в 2023 году будут проводиться плановые проверки только в отношении объектов, отнесенных:

·         к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска;

·         к опасным производственным объектам II класса опасности;

·         к гидротехническим сооружениям II класса.

Иными словами, в отношении предприятий, эксплуатирующих другие объекты, плановые проверки в 2023 году проводиться не будут.

Такие предприятия не должны включаться в планы проверок на следующий год. В противном случае хозяйствующие субъекты вправе обжаловать проведение таких проверок, так как проведение плановой проверки, не указанной в плане, является грубым нарушением со стороны надзорных органов и является основанием для обжалования ее результатов (ч. 2 ст. 91 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Кроме того, за хозяйствующим субъектом закреплено право направить в надзорный орган просьбу о проведении профилактического визита до наступления момента начала проверки (не позднее чем за 2 месяца). Такая возможность позволит предприятию выявить нарушения требований природоохранного законодательства (в случае их наличия) при осуществлении своей деятельности, подготовиться к предстоящей проверке либо полностью избежать ее проведения в случае полного отсутствия нарушений. Тем самым, согласно изменениям, предложение о проведении профилактического визита может быть направлено не только надзорным органом, как ранее, но и самим хозяйствующим субъектом.

При этом необходимо учитывать и иные положения постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336, применяемые при режиме моратория.

Так, предписание об устранении выявленных нарушений может быть выдано только в случае, если в ходе проверки были выявлены факты нарушений, влекущих (п. 7 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336):

*непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью;

*возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

*ущерб обороне страны и безопасности государства.

Выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается.

Хозяйствующим субъектам, которым по результатам проведенных проверок были выданы предписания об исправлении выявленных нарушений, предоставлена отсрочка выполнения этих требований на 90 календарных дней со дня истечения срока их исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.

Привлечение к административной ответственности будет возможно, только если нарушение было выявлено в рамках контроля (п. 9 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336).

Таким образом, хозяйствующим субъектам крайне важно учитывать особенности проведения проверок как до конца 2022 года, так и в предстоящем 2023 году.

В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) окружающей среде, здоровью граждан или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (ч. 9 ст. 52 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Данный факт является основанием для проведения внеплановой проверки в случае ее согласования прокуратурой. Указанные действия не будут противоречить положениям постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336.

Пожалуйста, оцените материал:
[Общий: 7 Средний: 5]