Комитет Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды поддержал подготовленные Минприроды РФ поправки в закон «Об охране окружающей среды». Они нацелены на совершенствование сложившейся системы ликвидации накопленного вреда и, по словам председателя комитета Дмитрия Кобылкина, делают акцент на выявление, исследование, оценку вредных объектов.
Сегодня в рамках нацпроекта «Экология» в России реализуется федеральный проект «Чистая страна», призванный обеспечить к 2024 году ликвидацию 191 свалки и 88 объектов накопленного вреда. С 2025-го продолжением этой программы станет проект «Генеральная уборка», также ориентированный на нейтрализацию последствий человеческой деятельности — ликвидацию брошенных предприятий и нелегальных свалок. Пока в паспорт проекта включено 1929 объектов, но общая картина может меняться по мере активизации субъектов РФ и муниципалитетов. Частью генеральной уборки, но уже за счет «окрашенных» экологических платежей или собственных средств территорий, становится ликвидация менее масштабных, но более многочисленных объектов.
По данным Минприроды РФ, в прошлом году в стране насчитывалось около 16 тысяч несанкционированных свалок, хотя это может быть лишь верхней частью мусорного айсберга. Как признают эксперты, количество таких объектов в последнее время увеличилось: в 2021 году, по некоторым оценкам, более чем на 9 процентов. В антирейтинг попали и некоторые уральские области.
Каждый регион ищет собственные методы, чтобы остановить замусоривание территорий. На Среднем Урале, к примеру, в декабре прошлого года стали устанавливать фотокамеры на участках, где неконтролируемая выгрузка мусора наиболее вероятна.
— Фотоловушки включаются при движении, фиксируют номер машины и моментально отправляют снимки на электронные почтовые адреса. Сами аппараты работают в широком диапазоне температур, данные передают посредством сотовой связи, — рассказывает министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов.
Свой фронт борьбы открыли и тюменцы: по итогам прошлого года с их карты загрязнений исчез 21 нелегальный объект, а за десятилетие ликвидировано 648 свалок площадью около 297 гектаров. На ту же цель работает стратегия развития сортировочного комплекса для эффективной утилизации отходов. В правительстве региона отмечают: продвинуться здесь помог запуск трех мусоросортировочных заводов в Тюмени, Тобольске, Ишимском районе, а также станции в Ялуторовске. Эта инфраструктура досрочно, с опережением на восемь лет, полностью обеспечила сортировку мусора, тогда как в среднем по России этот показатель за год вырос с 42,8 до 50 процентов.
Согласно статистике Росприроднадзора, самое значительное количество стихийных свалок в УрФО фиксировалось на Южном Урале, поэтому здесь взяли на вооружение наиболее радикальный метод: отказавшись от ручного управления зачисткой, «штучной» ликвидации мусорных залежей, приняли региональную программу, нацеленную на полное искоренение стихийных отстойников.
— Министерство экологии области составило реестр из 1020 объектов — небольших, площадью несколько десятков метров, и огромных, занимающих десятки гектаров. Более 500 уже «зачищено». Вначале стали избавляться от самых простых, сейчас рассматривается возможность ликвидировать еще 218, уже крупнее. Такими темпами справимся с большой уборкой, наверное, года за два, — делится планами председатель комитета по экологии и природопользованию Заксобрания Челябинской области Михаил Махов.
Однако, отдают себе отчет инициаторы, избавлением от существующих свалок дело не закончится, и придется позаботиться, чтобы они вновь не стали множиться на обочинах дорог, стройках, в дачных, гаражных кооперативах, на пустырях. Для этого потребуется иная культура обращения с мусором, когда поддержание чистоты становится заботой не только властей, но и общественности, каждого жителя.
Прямая речь
Мурад Керимов, замминистра природных ресурсов и экологии РФ:
— Подготовленный Минприроды РФ законопроект направлен на создание правовых механизмов для реализации федерального проекта «Генеральная уборка», цель которого — полная инвентаризация объектов накопленного вреда на территории страны, а также оценка их влияния на здоровье людей. В настоящее время законодательством предусмотрена оценка влияния объектов накопленного вреда только на окружающую среду.