Вовлечение трудноизвлекаемых запасов в разработку, создание газодобывающего кластера в Якутии, развитие геологоразведки – задачи, которые стоят перед правительством России для развития отрасли недропользования. Их обсудили в Государственной Думе в ходе круглого стола КПРФ «Об обеспечении воспроизводства минерально-сырьевой базы по углеводородному сырью». Министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов рассказал участникам о планах по диверсификации потоков экспорта минерального сырья, обеспечении энергетической безопасности России.
«Энергия сегодня является самым востребованным ресурсом. Если бы у нас вся экономика была загружена – уже давно был бы дефицит. Но она сегодня нам даёт две трети экспортных поступлений, 40% налогов и 30% доля ВВП. Поэтому решающая отрасль, и сегодня в ходе круглого стола мы должны найти способы решения поддержки этой важнейшей отрасли», — отметил руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе Геннадий Зюганов.
Россия — мировой лидер по запасам природного газа (67 триллионов кубических метров), занимает шестое место в мире по запасам нефти (31 миллиард тонн) и 4 место по запасам угля (113 миллиардов тонн).
«Стабильно, каждый год, мы обеспечиваем полное воспроизводство по нефти. В прошлом году, например, добыли 535 миллионов тонн, а приросли на 623 миллиона тонн. 96% запасов нефти находится в распределенном фонде недр», — заявил Александр Козлов.
По его словам, почти все месторождения нераспределенного фонда недр относятся к мелким и очень мелким. К таким относятся 392 месторождения с совокупным объёмом запасов около 0,6 миллиарда тонн. Кроме того, сегодня Россия занимает первое место в мире по трудноизвлекаемым запасам. Почти треть отечественных нефтяных запасов находятся в низкопроницаемых залежах и отложениях. Министр подчеркнул, что разработка таких месторождений требует больших затрат: как финансовых, так и технологических.
«Для вовлечения трудноизвлекаемых запасов в разработку мы приняли вместе с вами Закон №396, которым введён новый вид пользования недрами — разработка технологий геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. Так называемые «технологические полигоны». Ряд компаний уже получили такие лицензии. Мы уже оформили 10 лицензий. Они завершают подготовку проектной документации для начала полевых испытаний технологий», — сообщил Александр Козлов.
По газу в России также ежегодно обеспечивается полное воспроизводство.
«При этом прирост почти в два раза – до 1,1 триллиона кубов, при добыче в 673 миллиардов. По экспорту природного газа наша страна является безусловным мировым лидером, а по добыче занимает второе место в мире», — сообщил глава Минприроды России.
Он отметил, что большая часть запасов газа распределенного фонда сосредоточена в Арктической зоне. При этом 35% арктических запасов газа требуют доразведки и будут уточняться.
«Потенциал роста колоссальный. Наиболее перспективные регионы, где в последние годы происходят открытия крупных газовых месторождений — это Арктический шельф, Красноярский край и Якутия. Основные запасы газа нераспределенного фонда сосредоточены на Ямале», — подчеркнул министр.
Он рассказал, что в 2023 году в рамках федерального проекта «Геология: возрождение легенды» уже определены пять объектов для поиска месторождений газа.
«Общая сумма финансирования – 4,2 миллиарда рублей. Это позволит создать в Якутии новый газодобывающий кластер с потенциальном транспортировки по Северному морскому пути», — подчеркнул Александр Козлов.
Он рассказал, что по данным министерства ежегодно компании вкладывают 450 миллиардов в геологоразведку, из них 390 – в сфере нефти и газа.
«Ежегодно мы открываем 30-50 новых месторождений по углеводородам. Много месторождений находится в стадии разведки. По нефти – 26%, по газу 48%, по конденсату 38%. Значит есть перспективы по открытиям. И не обязательно всё это должно происходить за деньги государства», — отметил Александр Козлов.
Глава Минприроды России отметил, что в условиях внешнего давления и закрытия «традиционных» рынков сбыта вопрос диверсификации способов доставки углеводородов потребителям приобретает особое значение: СПГ по маршрутам Северного морского пути или транспортировка по магистральным газопроводам («Единая система газоснабжения») по континентальной части страны.
«Для дальнейшего развития Арктики и загрузки новых логистических маршрутов необходимо запускать новые проекты: по газу, твёрдым полезным ископаемым — медь, платиноиды, золото, редкие металлы, свинец, цинк, уголь, олово, вольфрам», — заявил министр природных ресурсов и экологии России.
Он добавил, что полноценное развитие Северного морского пути до 2035 года смогут обеспечить именно подобные новые проекты.
«Формируя грузопоток по нефти и газу – 120 миллионов тонн и по твёрдым – 10 миллионов тонн, загрузить верфи строительством судов, создать более 70 тысяч рабочих мест (по данным Росстата), увеличить номенклатуру добываемого сырья (за счёт лития, титана, свинца, цинка)», — рассказал Александр Козлов.
Отдельный вызов – запуск проектов по стратегическим видам сырья. В этом году уже выданы лицензии по двум крупнейшим месторождениям лития — Полмостундровское, Колмозёрское. Министерству удалось привлечь компании на проекты благодаря снижению в 10 раз разовых платежей.
«Сейчас по этому принципу готовим проекты в Иркутской области, Бурятии и Забайкалье. Нам есть, что предложить промышленникам чтобы начать развивать эти месторождения», — подчеркнул министр.
Для успешного запуска и эффективной работы новых проектов Минприроды России готовит и меры поддержки отечественных недропользователей.
«Ведём совместную работу с Минпромторгом по программам импортозамещения в геологоразведке. Ввели разрешительный порядок на вывоз за рубеж иностранного оборудования. С момента введения разрешительного порядка в Минприроды поступило около 670 запросов, по ним направлено порядка 200 разъяснений, выдано 250 разрешений, в 148 случаях – отказали. Ещё порядка 60 заявок сейчас на рассмотрении», — отметил глава Минприроды России.
Кроме того, снижено НДПИ на редкие металлы в 10 раз на 10 лет по новым проектам, снижен порог входа в «новые проекты», введён повышающий коэффициент 1,5 к затратам на геологоразведку по морям
«Это позволило открыть в Охотском море два крупных месторождения углеводородов: Нептун (70 миллионов тонн нефти) и Тритон (45 миллионов тонн нефти). Провели масштабную цифровизацию отрасли, старт которой состоялся с 1 января 2022 года. Благодаря этому отменены бумажные аукционы — теперь только электронные, создан единый федеральный реестр лицензий для всей страны, переведены в «цифру» все виды услуг в сфере недропользования – от подачи заявки до выдачи цифровой лицензии, введён реестр недобросовестных участников (в рамках борьбы с «рейдерами», — заявил Александр Козлов.
Кроме того, идёт работа по привлечению частного капитала в региональное геологическое изучение.
«Мы этот вопрос ставили перед президентом России Владимиром Путиным на ВЭФ 2021 года. Глава государства нас поддержал. У нас нормативные документы по этому поводу почти готовы, мы сейчас его согласовываем на уровне правительства и скоро зайдём в Госдуму. Это позволит региональную изученность повысить с 1,5% до 3%», — подчеркнул глава Минприроды России.
Министр сообщил, что по инициативе ведомства в «антикризисное» постановление №353 включены определенные меры поддержки отрасли, допускающее: перенос сроков по геологоразведке и добыче, отклонения от уровней геологоразведке и добычи, приостановка лицензий до двух лет, амнистию на один год для компаний, у которых имелись письменные уведомления с нарушениями. Действие отдельных мер продлено и на 2023 год.
Для адаптации к новым экономическим условиям в прошлом году были приняты, подготовленные Минприроды России поправки в закон №218. Документ исключил возможность нерезидентов быть пользователями недр по вновь выдаваемым лицензиям.
«В отношении ранее выданных лицензий предусмотрена необходимость создания нового российского юридического лица и передачи ему права пользования участком недр. В 2022 году завершили указанную работу, с иностранных компаний переоформлено 49 лицензий», — сообщил министр.
В завершении он отметил, что ускоренное развитие не должно сказываться на экологической безопасности.
«Ключевое – сохранить баланс между развитием экономики за счёт сырьевых проектов и сохранением уникальных экосистем регионов в интересах нынешних и будущих поколений. Например, мы начали мониторинг экосистемы шельфа», — заявил Александр Козлов.