Ученые Самарского университета им. Королева разработали два компактных гиперспектрометра для кубсатов, которые смогут вести экологический мониторинг, выявлять выбросы парниковых газов и обнаруживать потенциальные месторождения полезных ископаемых, сообщает пресс-служба вуза во вторник.

«Ученые Самарского университета им. Королева разработали два компактных гиперспектрометра, которые значительно расширят возможности отечественных наноспутников. Оснащенные такими приборами миниатюрные космические аппараты в формате CubeSat (кубсат) смогут более эффективно решать задачи экологического мониторинга и умного земледелия, выявлять выбросы парниковых газов и проводить геологоразведку труднодоступных территорий, обнаруживая расположение потенциальных месторождений различных минералов, нефти и газа», — говорится в сообщении.

Один из гиперспектрометров будет снимать в коротковолновом инфракрасном диапазоне, он позволит вести геологоразведку труднодоступных территорий, выявляя из космоса спектральные сигнатуры различных минералов, которые, в том числе, указывают на возможное расположение месторождений нефти и природного газа.

Второй гиперспектрометр предназначен для работы в видимом и ближнем инфракрасном диапазоне, он представляет собой усовершенствованную версию первого российского гиперспектрометра для кубсатов, ранее созданного в Самарском университете и запущенного в космос в августе 2022 года. Прибор сможет более качественно и точно отслеживать возникновение лесных пожаров, следить за состоянием сельскохозяйственных посевов.

Также оба спутника способны решать задачи экологического мониторинга, в частности, вести мониторинг выбросов метана, указывающие на районы таяния и источения вечной мерзлоты.

«Ранее в России приборы с подобными характеристиками для кубсатов не создавались, да и в мире в различных странах их было создано и запущено в космос буквально лишь несколько экземпляров. Проекты наших гиперспектрометров уже полностью готовы, сейчас ведутся работы по изготовлению, сборка должна завершиться примерно к середине лета, после чего начнутся испытания», — цитируют в сообщении профессора кафедры технической кибернетики самарского университета, доктора физико-математических наук Романа Скиданова.

Как отмечают в университете, работа в космосе компактных гиперспектрометров также должна показать возможность массовой установки подобного оборудования в будущем, что позволит удешевить и сделать более доступными системы гиперспектрального зондирования Земли. Также проект нацелен на популяризацию космонавтики среди подрастающего поколения.

Приборы планируется вывести на орбиту в декабре 2023 года на борту двух наноспутников производства российских компаний.