В Тульской области для решения проблемы утилизации шин с прошлого года работает экологический проект «Без покрышек 71». По итогам 2022-го он был признан лучшим экологическим проектом России XX Юбилейной Национальной экологической премии имени В. И. Вернадского.

Все началось два года назад, когда председатель Тульской региональной общественной организации «Экологическая защита» Вадим Баранов решил попробовать использовать шины как альтернативный вид топлива при производстве клинкера. Договорились с руководством одного из крупных цементных заводов, работающих на территории Тульской области, провести серию экспериментов. Но для начала надо было придумать приспособление, забрасывающее шины в огромную вращающуюся печь. Этот механизм Баранов сконструировал сам.

— Для производства клинкера нужна температура более двух тысяч градусов, — поясняет Вадим Баранов. — Мы придумали, как забрасывать шины в эту топку. Горят они прекрасно, дают нужную температуру, сгорая буквально дотла. Но, конечно, возник вопрос экологической составляющей. Надо отдать должное руководству завода — к вопросам экологии здесь относятся весьма щепетильно. В нашей стране есть две крупные лаборатории, способные сделать качественный анализ выбросов. Мы пригласили одну из них — НИИ «Атмосфера» из Санкт-Петербурга. Эксперты неделю работали на предприятии, изучали выбросы, даже выходящие непосредственно из топки. Исследования показали, что все в норме. При такой температуре они сразу вспыхивают. Покрышек валяется много, для начала решили с предприятием попробовать пособирать их в Новомосковском районе. За семь месяцев сожгли таким образом около 500 тонн.

- Реклама -

Убедившись, что идея работает, предложили распространить ее на всю Тульскую область. Министру природных ресурсов и экологии региона Юрию Панфилову, по словам эколога, идея понравилась. В результате уже 21 декабря 2021 года было подписано соглашение между профильным министерством Тульской области, цементным заводом и ТРОО «Экологическая защита» о взаимодействии в ходе ликвидации несанкционированных свалок изношенных шин и создания системы их сбора и утилизации. Почти год назад, 1 апреля 2022 года, состоялся официальный запуск проекта «Без покрышек 71», рассказала референт отдела охраны окружающей среды и государственной экологической экспертизы департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области Полина Власова.

Проект оказался предельно прост. В каждом муниципальном образовании создаются площадки временного накопления шин (ПВН), куда шиномонтажные мастерские, предприятия и жители Тульской области могут абсолютно бесплатно сдать старые покрышки. Места для этих площадок выбирались муниципалитетами совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области. В настоящий момент функционирует 27 площадок бесплатного приема изношенных шин — в каждом муниципалитете есть по одной, а то и по две.

По мере накопления покрышек (от 100 штук) ответственный сотрудник муниципалитета подает заявку на предприятие для вывоза, оттуда приезжает специализированная машина и все забирает. На официальных сайтах «Открытые данные правительства Тульской области», Министерства природных ресурсов и экологии региона и муниципальных образований размещена карта, на которой обозначены все площадки бесплатного приема изношенных шин. Все доступно, любой желающий может посмотреть, какая площадка расположена ближе всего к нему.

Вадим Баранов решил попробовать использовать шины как альтернативный вид топлива на одном из цементных заводов

— Благодаря совместной работе министерства и муниципалитетов организовать экопроект в регионе получилось в короткие сроки. Муниципальные образования активно участвуют в сборе отработанных покрышек. Сейчас прошли первые субботники, очень востребованы оказались наши площадки, — поделилась Полина Власова.

Пожалуй, самое ценное в проекте «Без покрышек 71» для жителей области, да и для муниципалитетов то, что все это безвозмездно. Предприятие использует шины в качестве альтернативного топлива, экономя тем самым на потреблении газа. По словам Баранова, в первое время у завода даже была некоторая прибыль от этой деятельности. Но теперь, когда ездить за шинами приходится порой за 200 километров, они вышли на ноль. Но отказываться от проекта не собираются: здесь важна как экологическая составляющая, так и перспективы увеличения объемов этого бесплатного топлива.

Организация площадок временного накопления также не потребовала особых затрат. Для выбора мест использовался административный ресурс. А сами площадки не требуют ни бетонирования, ни ограждения.

Зато за прошлый год на предприятие сдали более двух тысяч тонн шин. Только за три месяца этого года — 385 тонн. Общественникам из ТРОО «Экологическая защита» с помощью этого проекта удалось ликвидировать три большие несанкционированные свалки покрышек. Но есть и более наглядные результаты: в Туле, например, рядом с мусорными контейнерами больше не валяются старые шины. Но, конечно, нужно информировать жителей о существовании возможности бесплатной утилизации шин.

— Жители нашей области, управляющие компании, автохозяйства активно включились в проект. Итоги проекта на сегодняшний день действительно впечатляют. Если собрать автопоезд из мусоровозов, битком набитых вывезенными покрышками, то длина этого автопоезда была бы более семи километров. Проект действительно получился масштабный и уникальный не только для нашей области, но и для страны. В рамках проекта создана эффективная система сбора, транспортирования и безопасной утилизации отработанных автопокрышек, — считает Вадим Баранов. — В каждом регионе есть цементные заводы. Многие делают клинкер, он востребован. Самое сложное — найти предприятие, которое хотело бы этим заниматься. Нам повезло, мы договорились с заводом без особых хлопот. Теперь, пожалуй, самая большая проблема — донести до каждого жителя области информацию о самой возможности бесплатно утилизировать старые покрышки. Даже сейчас еще есть шиномонтажки, которые не знают об этом и продолжают платить за утилизацию шин.

Помимо уже созданной карты, визуализирующей все площадки временного накопления, в ближайшее время к проекту намерены подключиться ребята из «Молодой гвардии»: напечатать листовки и максимально распространить их во всех доступных и разрешенных местах.

По мнению Полины Власовой, реализация проекта способствует не только экологическому просвещению населения, формированию культуры сбора и утилизации изношенных шин, но и улучшению экологической ситуации.

— Только представьте, что более 2385 тонн отработанных покрышек не отправилось на свалку, а было безопасно для окружающей среды утилизировано, — подчеркивает она. — Учитывая, что мы уже прошли путь от идеи до запуска этой программы, мы готовы поделиться опытом и ответить на все интересующие вопросы, чтобы и другие регионы смогли реализовать подобный проект на своих территориях.

Пожалуйста, оцените материал:
[Общий: 0 Средний: 0]