Ученые считают, что арктические экосистемы неустойчивы как к естественным, так и к искусственным воздействиям: изменения климата и увеличение грузопотока по Северному морскому пути в перспективе могут негативно сказаться на биоресурсах высоких широт. Но еще есть время защитить природный мир Арктики, предупредив экологические катастрофы. А для этого необходимо объединить ресурсы бизнеса и академическую науку.

Представители крупного бизнеса и власти, а также научных учреждений России попытались наладить диалог во время круглого стола, прошедшего в Архангельске во время конференции по биоресурсам и рыболовству в Арктике.

По данным Всемирной метеорологической организации, показатели потепления в Арктике выше среднемировых примерно на три градуса. Ученые предупреждают: за последние сорок лет лед сокращается по нарастающей (в этом году все рекорды побил март), а среднегодовые «потери» составляют сорок тысяч километров в год.

- Реклама -

С одной стороны, это увеличивает продолжительность северного морского завоза и открывает новые возможности для строительства инфраструктуры, с другой — еще более усиливает экологические проблемы высоких широт. К примеру, более частые штормы разрушают прибрежную зону. Усиливается и высвобождение метана с шельфов морей:

— Дальнейшее потепление может разбудить источник метана большой силы, что пагубно скажется на состоянии экосистем. Необходим круглосуточный мониторинг, чтобы отслеживать эти процессы, — говорилось во время круглого стола.

Есть риск, что в несколько раз увеличатся и выбросы черного углерода (сажи). «Пока для Арктики эта проблема не так актуальна, но когда пойдут активные проводки судов, нужно быть к ней готовыми», — считают эксперты. — Спрос на морские перевозки сейчас увеличивается. А значит, увеличится и уровень загрязнения Арктики частицами топлива».

Есть риск, что в Арктике в несколько раз увеличатся выбросы черного углерода

Для того чтобы снизить риски, Россия присоединилась к международной программе по ограничению количества сернистых соединений в топливе морского и речного транспорта: с 2024 года эти соединения должны составлять не более половины процента (правда, в РФ, как и во многих других странах, планируется ввести переходный период — до 2029 года).

Тем временем сегодня в списке основных загрязнителей высоких широт остаются тяжелые металлы, остатки сжигания нефтепродуктов, остатки удобрений, которые выносятся в арктические моря реками.

Неудивительно, что многое из этой «вкуснятины» становится пищей для арктической рыбы. Кадмий в максимальных концентрациях был обнаружен в миноге, высокий уровень свинца — в камбале и наваге, а по ртути «рекорд поставили» камбала, навага и лещ. Об этом рассказала на конференции завлабораторией арктического биомониторинга Северного (Арктического) федерального университета Татьяна Сорокина: она озвучила результаты исследований архангельских ученых.

Первое место в антирейтинге заняла минога: оказалось, что «рыба-змея» накапливает больше всего разного рода токсинов. Но особенно опасны в любой рыбе полихлорированные бифенилы, которые, попадая в организм человека, накапливаются в жировой ткани и практически не выводятся.

Вместе с тем ученые Поморья отмечают: в последние годы концентрация бифенилов в тканях рыб существенно снижается, причем снижение напрямую связано с запретом использования этих ядовитых веществ в промышленности России.

Одним словом, общество способно объединиться и защитить природу Арктики. Но чтобы найти наиболее разумные решения, важно преодолеть межведомственную разобщенность.

— Делать это необходимо строго под научным углом с подключением частного сектора экономики. Нужно «поженить» бизнес и академическое сообщество. Бизнес, как правило, располагает собственным флотом, у него есть и научные институты. Но зачастую бизнес не всегда понимает, зачем нужна фундаментальная наука. А она способна дать комплексную и независимую оценку, обеспечить высокий уровень прогнозирования, — считает эксперт ООН Игорь Шпаков.

Как пример — программа по восстановлению в Арктике Норило-Пясинской водной системы, которую пришлось начинать в экстренном порядке после разлива дизельного топлива в районе Норильска. Она включает генетический мониторинг ценных видов рыб, поиск нерестилищ и зимовальных ям, на которых можно будет возобновлять популяции. Многолетний проект сотрудничества науки, государства и бизнеса призван полностью компенсировать урон от аварии 2020 года, восстановить рыболовство для коренных малочисленных народов и защитить природу от будущих загрязнений.

— А в итоге мы получим методики, которые можно будет масштабировать на все бассейны АЗРФ, — сообщил на конференции представитель Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства Вячеслав Бизиков.

Тем временем крупные компании инвестируют собственные экологические программы: начинают использовать принципы нулевого сброса, когда отходы перевозятся на берег для последующей утилизации, используют рыбозащитные устройства при заборе воды для технологических нужд. Вкладывают средства и в экологический мониторинг — исследования морских и донных отложений, ихтиофауны, судовые и авианаблюдения, установку «спутниковых меток».

В Карелии, Архангельской области крупный бизнес закупает на рыбозаводах и «отправляет» в реки мальков наиболее ценных видов, предварительно заключая трехсторонние соглашения с Росрыболовством. Так, за последние шесть лет Архангельский ЦБК выпустил в северные реки уже порядка 70 тысяч мальков семги и кумжи.

Пожалуйста, оцените материал:
[Общий: 0 Средний: 0]