Закон об ужесточении квотирования вредных выбросов предприятиями приняла на днях Государственная дума. Правительство РФ вынесло проект документа на обсуждение в сентябре 2022-го, и более полугода продолжались горячие споры: по силам ли бизнесу в изменившихся экономических условиях новые, более строгие экологические нормативы? Ведь для перехода на зеленые стандарты требуется серьезная модернизация многих производств.
Российский союз промышленников и предпринимателей просил передвинуть сроки принятия закона, но откладывать его рассмотрение не стали — депутаты согласились только отсрочить вступление в силу новых норм. В законе предусмотрен переходный период: предприятия, расположенные в городах, участвующих в пилотной программе, обязаны на 20 процентов сократить вредные выбросы до конца 2026 года (ранее был обозначен 2024-й), в остальных промышленных центрах этот показатель должен быть достигнут к декабрю 2030 года (в предыдущей версии — до конца 2027-го).
Напомним: эксперимент по квотированию выбросов в рамках проекта «Чистый воздух» проводится в 12 городах страны, три из них уральские: Магнитогорск, Челябинск и Нижний Тагил. Проект, как считают его участники, продвигается динамично, в том числе благодаря поддержке из федерального бюджета. Только Нижний Тагил в нынешнем году получит более миллиарда рублей из госказны на его реализацию. Но без активной позиции главных загрязнителей воздуха успеха не достичь, и бизнес это понимает.
— В рамках проекта «Чистый воздух» уже реализовано шесть из девяти запланированных природоохранных проектов. С 2017 года в них инвестировано более четырех миллиардов рублей. А до 2024 года ЕВРАЗ НТМК направит на реализацию проекта более 3,4 миллиарда, — сообщил журналистам вице-президент металлургического холдинга компании, руководитель дивизиона «Урал» Денис Новоженов.
В частности, до 2026 года на комбинате планируют реконструировать биохимическую установку коксохимического производства и внедрить новую технологию. Это позволит сократить валовые выбросы на 143 тонны в год. И в городе должны окончательно исчезнуть специфические запахи коксохима.
Как признаются представители компаний, сегодня одна из главных трудностей при реализации экологических программ заключается в том, что приходится пересматривать многие проекты, ориентируясь уже не на импортное, а на отечественное оборудование. Для этого необходимо искать разработчиков, а то и формировать собственные группы для создания новых технологий.
На другом градообразующем предприятии Нижнего Тагила, Уралвагонзаводе, столкнулись с иными трудностями. Предприятие оборонное, и объем госзаказа резко вырос, что сказалось и на количестве вредных выбросов.
— Квоты устанавливаются очень жесткие. Чтобы в них уложиться, нам необходимо остановить на модернизацию важнейшие производства. Но в нынешней ситуации это невозможно. Даже усиленные испытания на полигоне бронетехники, работающей на дизельном топливе, приводят к росту вредных выбросов в воздух, — обрисовал обстановку Александр Деркач, начальник отдела охраны окружающей среды предприятия.
По данным «РГ», руководство УВЗ при поддержке областного правительства обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии РФ с просьбой о корректировке установленных квот по приоритетным загрязняющим веществам.
На контроле у экологов не только воздух. Качество почвы и воды для Урала — не менее важный фактор. Одно из актуальных направлений экологических мероприятий группы УГМК — рекультивация отвалов, ведь стоки с хвостохранилищ загрязняют почву и реки. Например, в проект рекультивации в районе Шемурского месторождения на севере Свердловской области будет вложено более 400 миллионов рублей. Всю площадь отвалов — более 65 гектаров — необходимо покрыть гидроизолирующими матами. По данным экологов компании, на сегодня эта работа выполнена на треть: ее ход осложняет отдаленность территории и горная местность.
Прямая речь
Александр Козлов, министр природных ресурсов и экологии РФ:
— По предварительной оценке, только в 12 городах-участниках автоматическими приборами планируется оснастить до 300 источников. До 2022 года системы были импортного производства. Первый отечественный прибор прошел испытания в начале апреля. С этого года планируется выпускать до 200 российских приборов учета в год и наращивать темпы производства российских систем контроля выбросов.