Развитие Северного морского пути обсудили на площадке Питерского международного экономического форума. Как отметил генеральный директор государственной корпорация по атомной энергии «Росатом» Алексей Лихачёв, сегодня одной из приоритетных задач в этом направлении является обеспечение круглогодичной навигации транспортного коридора. Для этого государство и крупный бизнес работают сразу по нескольким направлениям: создаётся инфраструктура в северных территориях, прорабатываются новые технологии.
«Поиск новой модели судоходства, предполагающей восточное круглогодичное использование, круглогодичную навигацию – эту проблему можно решить только сообща. Думаю, что мы в будущем году сможем обсудить как мы эту задачу будем решать», — отметил он.
Важную роль в этой работе, по мнению председателя совета участников судоходства по СМП, председателя совета директоров ПАО «Совкомфлот» Сергея Франка играет научная сфера. Он отметил, что сегодня усиливается научная работа в северных регионах, она даст возможности для более глубокого понимания изменений климата.
«Технические решения могут быть найдены для уверенной и безопасной эксплуатации флота, в том числе в восточном секторе Арктики. Но, разумеется, нужно продолжать здесь исследования, многое будет зависеть от качества разведки информации», — подчеркнул председатель совета участников судоходства по СМП.
Заместитель главы Минприроды России Сергей Аноприенко рассказал, что сегодня в Арктике работает уникальная научная площадка, аналогов которой нет в мире и не предвидится в ближайшие годы. На ледостойкой самодвижущейся платформе «Северный полюс» работают 34 учёных и 14 членов экипажа. В течение двух лет они будут проводить исследования льда, воды и воздуха, которые недоступны в иных условиях.
«Основная задача платформы – стать ключевой точкой сбора информации о природной среде, которая нужна для создания моделей погоды и климата. Она может стать площадкой для мировой науки в Арктике. Мы для международного научного сообщества открыты», — заявил заместитель министра природных ресурсов и экологии России.
Он рассказал, что обеспечить заинтересованных пользователей достоверной и полной информацией о состоянии и загрязнении окружающей среды, текущими и экстренными данными о природных явлениях в северных широтах в будущем позволит система государственного экологического мониторинга в акватории Северного морского пути. Вместе с Росгидрометом и Росатомом Минприроды России уже подготовило проект концепции такой системы. А до конца июля будет подготовлен соответствующий проект федерального закона.
Кроме того, министерство вместе с Росгидрометом ведёт работу по увеличению процента оправдываемости прогнозов ледовых условий. Обеспечить это позволит переход на отечественную спутниковую группировку. Из которых два уже работают на орбите, а ещё два планируется запустить до 2024 года.
«В настоящее время оправдываемость автоматизированных прогнозов ледовых условий и гидрометеорологических параметров в акватории СМП около 70%. Для обеспечения надежной и безопасной круглогодичной навигации по СМП необходима оправдываемость прогнозов не менее 90%. Улучшить показатели поможет модернизация системы и сети наблюдения Росгидромета. По этому направлению средства уже предусмотрены, все работы выполняются в графике», — подчеркнул Сергей Аноприенко.