Повторное в течение одного года невыполнение арендатором морского порта предписания Росприроднадзора или Роспотребнадзора об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды или обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при погрузке и разгрузке угля станет основанием для расторжения договора по требованию арендодателя в судебном порядке. Соответствующий законопроект принят в первом чтении 21 июня на пленарном заседании Госдумы.
Иск к арендатору с требованием о досрочном расторжении договора аренды по указанному основанию может быть предъявлен арендодателем в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда об административном приостановлении деятельности арендатора.
По словам замминистра транспорта РФ Дмитрия Зверева, инициатива подготовлена во исполнение поручения Президента России. Она направлена, с одной стороны, на обеспечение благоприятных условий для жизни и здоровья граждан, исключения вредного воздействия на окружающую среду. «С другой стороны, учитывает интересы бизнеса, потому что мы говорим о том, что лишь возможно, и только при неоднократном нарушении», — отметил замминистра.
Зверев также отметил, что по просьбе Российского союза промышленников и предпринимателей закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Сегодня припортовые территории характеризуются неблагоприятной экологической и санитарно-эпидемиологической обстановкой из-за загрязнения компонентов природной среды угольной пылью при перевалке, дроблении и сортировке угля. Однако неисполнение компаниями предписаний контрольно-надзорных органов и решений судебных инстанций об устранении соответствующих нарушений не является основанием для расторжения договора аренды, что приводит к недостаточному стимулированию соблюдения природоохранных и санитарно-эпидемиологических требований.
По словам зампредседателя Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Виктора Дерябкина, в текущих условиях внешнее давление на отечественную экономику и приостановку погрузочно-разгрузочной деятельности морских портов может привести к сокращению рабочих мест и другим негативным моментам. «Поэтому все возможные риски должны быть нами тщательно проработаны ко второму чтению», — заключил депутат.