Госдума в первом чтении приняла правительственный законопроект «О старательской деятельности» или о вольном приносе, разрешающий физлицам добывать золото. Документ рассматривался 12 июля на пленарном заседании.
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков отметил, что законопроект разработан во исполнение поручения Президента России по итогам Восточного экономического форума. «Законопроект разрабатывался Правительством более трех лет, он прошел многократные круги согласования со всеми заинтересованными ведомствами, с регионами Дальневосточного федерального округа, с администрацией президента. Горячо обсуждался на площадке Комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики Государственной Думы, Комитета по экологии», — отметил министр.
Он подчеркнул, что сегодня отсутствует возможность у граждан законно добывать золото на мелких рассыпных месторождениях или отработанных техногенных россыпях. Также распространена нелегальная добыча драгметалла и его сбыт на черном рынке, что негативно сказывается на экономическом развитии регионов, для которых добыча золота — значимая отрасль.
По словам председателя Комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики Николая Харитонова, исторический опыт свидетельствует о том, что старательская деятельность в России имеет свои традиции: в далеком 1937 году, в сталинские времена, количество старателей в Советском Союзе достигало 120 тысяч человек. А первые законодательные попытки — разрешить частникам добывать золото — относятся к началу 2000-х годов.
«Отмечу, что у Счетной палаты по законопроектам замечаний нет. Государственно-правовое управление президента замечаний концептуального характера не имеет. В целом мы считаем, что законопроекты должны быть приняты», — заключил депутат.
Инициатива в первую очередь дает определение понятия «старательская деятельность». Заниматься ею смогут индивидуальные предприниматели. Им дадут право работать только на одном участке, а численность привлекаемых наемных работников не может превышать 10 человек. Добытое золото можно сдать в специальные пункты приема.
В рамках регулирования старательской деятельности создается специальная информационная система на базе портала госуслуг, которая также будет содержать данные об участках и водных объектах. Оператором базы данных станет Роскадастр.
Участок для разработки может быть предоставлен гражданину предпринимателю на три года на основании договора безвозмездного пользования. Предусматривается также и продление указанного срока. Максимальная площадь участка не может превышать десять гектаров.
Значительное внимание в документе уделяется природоохранным рискам. Законопроект устанавливает обязательства по восстановлению участка, подчеркнул Чекунков.
Одновременно с базовым законопроектом, принят и второй, которым корректируются законы о недрах, о драгметаллах, о госрегистрации недвижимости, об общих принципах организации публичной власти в регионах, Земельный, Водный, Лесной кодексы.
Кроме того, поправками в Налоговый кодекс устанавливаются особенности налогообложения НДС и НДФЛ для старателей. По словам замминистра финансов Российской Федерации Алексея Сазанова, законопроектом предусматривается обязанность по исчислению и уплате НДС возложить на покупателя драгоценных металлов.
От НДФЛ освободят доходы, которые старатель получил от продажи золота общим весом не более одного килограмма в химически чистом виде.
Член Комитета по бюджету и налогам Галина Данчикова добавила, что законодатели отмечают ряд моментов, которые необходимо предусмотреть ко второму чтению. Например, инициатива не уточняет, что предлагается понимать под драгоценными металлами, добытыми старателями.
«Комитет предлагает конкретизировать, какие именно операции с драгоценными металлами предлагается облагать налогом на добавленную стоимость с применением института налогового агентирования. Также предлагается обсудить вопрос целесообразности возложения функций налогового агента на госфонды», — отметила депутат.
Кроме того, в дополнительном обсуждении нуждается вопрос поступления в бюджеты регионов по месту нахождения старательских участков налогов, уплачиваемых ИП при ведении старательской деятельности.