Треть регионов не освоила бюджет федерального проекта «Чистая страна», в восьми — есть риски не успеть ликвидировать 15 несанкционированных свалок в срок, в трех регионах еще даже не заключили контракты с подрядчиком для начала работ. Тем временем все проекты должны быть завершены к концу 2024 года. Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Минприроды направить в Генпрокуратуру обращение о проведении проверки. Об этом говорится в протоколе совещания у Абрамченко, который есть в распоряжении «РГ». В пресс-службе вице-премьера подтвердили подлинность документа.
Федеральный проект «Чистая страна» должен решить две важные проблемы до конца 2024 года: ликвидировать 191 несанкционированную свалку в городах и 88 наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде, например, полигон «Красный бор» (туда за 50 лет свезли около 2 млн тонн токсичных отходов) и промплощадку бывшего комбината «Усольехимпром». Как рассказали «Российской газете» в Минприроды, в рамках федпроекта уже ликвидировано 60 свалок, приведены в безопасное состояние нарушенные свалками 584 гектара. Также ликвидированы 74 наиболее опасных объекта накопленного вреда окружающей среде, в зоне влияния которых проживает более 4,5 млн человек.
«Сегодня ведутся работы по 145 объектам — 131 свалка и 14 наиболее опасных объектов. Ликвидация всех объектов будет завершена до конца 2024 года. По итогам реализации федпроекта будут рекультивированы земли общей площадью около 3,3 тыс. гектар и улучшены экологические условия для более 27,5 млн человек», — отметили в министерстве.
Согласно протоколу совещания, в 2023 году запланировано завершение ликвидации 53 несанкционированных свалок в городах и трех объектов накопленного вреда окружающей среде, при этом по девяти объектам есть риски срыва реализации в этом году. Речь идет о четырех свалках в Дагестане и четырех — в Северной Осетии, а также об одном объекте в Мордовии. Также, согласно документу, есть риски срыва ликвидации шести свалок в 2024 году (две — в Ростовской области, по одной свалке в Смоленской, Калужской, Томской областях и Краснодарском крае).
По итогам января-мая 2023 года 28 регионов не освоили бюджет федпроекта. Среди них Курганская, Мурманская, Нижегородская, Челябинская, Ярославская области, ХМАО, Якутия, Бурятия и Приморье. Также, согласно протоколу, власти Вологодской, Ленинградской и Ростовской областей еще не заключили контракты на проведение работ по ликвидации свалок.
На совещании, согласно документу, власти Ростовской области сообщили о необходимости переноса завершения ликвидации свалки в Новочеркасске на 2024 год. В Астраханской области просят выделить на ликвидацию свалки в Ахтубинске дополнительные 340 млн рублей, а также перенести окончание срока работ на 2024 год. О переносе срока на следующий год просят и власти Ставрополья, они не успевают вовремя завершить работы в Пятигорске и Железноводске. В Томской области для ликвидации свалки в Томске просят выделить из федерального бюджета еще 80 млн рублей.
По итогам совещания вице-премьер поручила Минприроды направить в Генпрокуратуру обращение о проведении проверок в связи несвоевременной ликвидацией Владикавказского полигона в Северной Осетии, выявлением дополнительных отходов на территории свалки в Таганроге (Ростовская область); изменением проекта по ликвидации свалки в Смоленской области, а также изменением объема площади свалки и увеличением объема отходов в Астрахани и Томске.
Как рассказали в Минприроды, для предотвращения рисков реализации федпроекта функционирует оперативный штаб по ликвидации свалок с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, организаций и представителей субъектов.
«Средства, предусмотренные Федеральным законом о бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов на ликвидацию свалок и наиболее опасных объектов, позволяют завершить ликвидацию всех объектов федпроекта в установленные сроки», — отметили в министерстве.
Исполнительный директор Ассоциации содействия экономики замкнутого цикла «Ресурс» Валерия Гулимова считает, что такие сложности с реализацией федпроекта возникают в регионах, где губернаторы не хотят вникать в проблему и передают решение вопросов подчиненным.
«Тем, кто ниже рангом, не всегда хватает ресурса для принятия сложных решений и их реализации. Вот и узнает иногда руководитель в последний момент, что обязательства срываются. Это федеральные проекты, и сорванные сроки по крупным объектам — нарушение федеральных обязательств», — говорит Гулимова.
Она отметила, что важно решить такие проблемы сейчас, иначе с переходом свалок в новый федеральный проект «Генеральная уборка», который стартует в 2025 году, есть риск перенести туда и все «болезни» проектов рекультивации.
Как отметил глава ассоциации «Чистая страна» Руслан Губайдуллин, сейчас с реализацией федпроекта «Чистая страна» в регионах есть перегибы, но есть и объективные сложности.
«Строят не дороги и не дома, а происходит рекультивировация опасных объектов. Такой деятельностью в нашей стране никогда до этого не занимались. У нас только сейчас появились крупные компании с необходимыми компетенциями. Но все, что запроектировано — будет сделано. Учится и бизнес, и власть», — отметил он.
Председатель Общественного совета при Минприроды Александр Закондырин считает, что такие проблемы возникают в регионах из-за качества проектно-сметной документации, которую готовят региональные власти.
«К сожалению, вся эта система недофинансирована. И муниципалитеты за свой счет с помощью регионов сейчас ищут финансовые средства для этой деятельности. Средства из федерального уровня планируется выдавать в рамках окрашенных платежей Росприроднадзора, предполагаем выделять регионам деньги на подготовку проектно-сметной документации. Сейчас она практически вся некорректная», — сказал Закондырин.
Также, по мнению эксперта, проектно-сметную документацию должны делать уже проверенные подрядчики, например, профильные отраслевые институты.
«Если это не будет координироваться с федеральным центром, то всегда будет бардак. В большинстве регионов нет ни денег, ни компетенции, чтобы проектно-сметную документацию подготовить. Это давняя проблема, о ней все хорошо знают. Совещание у Абрамченко еще раз демонстрирует неэффективность этой системы», — добавил он.
Вторая причина сложившейся сложной ситуации заключается в том, что деньги до регионов доводят в конце года и они не успевают их освоить. Иногда этот вопрос перетекает из года в год.
«Надо понимать, что мало закрыть какую-то свалку. Если город не обладает другой свалкой, то мусор везти больше некуда. Какой смысл сейчас закрывать свалки и их рекультивировать, если рядом с ними появится другая свалка и, скорее всего, незаконная. Так что это бессмысленная история», — отметил Закондырин.
Напомним, в начале этого года четверть регионов России могла бы столкнуться с мусорным коллапсом — заканчивались сроки эксплуатации действующих свалок, куда вывозят мусор, а новые объекты не построены, хотя на это давалось больше трех лет. Чтобы регионы не утонули в мусоре, в декабре было принято решение продлить работу этих свалок, и дать властям три года на создание новых объектов. Пока об успехах в этой работе федеральные власти не сообщали.