Почему компании выступают против них и как новая мера скажется на рынке
В РФ хотят запретить обозначения «экокожа», «веганская кожа» и «экомех». Российский союз кожевников и обувщиков обратился в Совет Федерации с просьбой внести поправки в закон о защите прав потребителей, в частности, ограничить использование таких приставок к слову «кожа», рассказали «Известиям» в организации. В Совфеде готовы обсуждать новое регулирование, поскольку такие обозначения вводят потребителей в заблуждение. Они думают, что покупают экологически чистую или экономически выгодную кожу.
Расставить по местам
В начале июля в Совете Федерации прошла рабочая группа под председательством сенатора Вячеслава Тимченко, на которой обсуждали вопросы, связанные с терминами «экокожа», «веганская кожа» и «экомех». Российский союз кожевников и обувщиков (РСКО) предложил внести поправки в закон о защите прав потребителей и ограничить использование таких приставок к слову «кожа». Об этом «Известиям» рассказала гендиректор ассоциации Александра Андрунакиевич. Она уточнила, что сенаторы позитивно восприняли это предложение: осенью они обсудят этот вопрос в более широком составе на парламентских слушаниях.
В РФ нет стандарта производства «экокожи», «веганской кожи», «экомеха» (для обуви), этими терминами участники рынка обозначают различные искусственные материалы, тем самым вводят в заблуждение потребителей, рассказали в РСКО. Люди считают, что такой материал — это экологические натуральная кожа и мех. По словам Александры Андрунакиевич, в последние годы производители товаров из синтетических материалов спекулируют подобными словосочетаниями. Они применяют их в маркетинговых целях: выдают ненатуральные продукты за натуральные, экологические.
— Более того, ФАС при рассмотрении предложений РСКО о запрете термина уже ответила нам, что приставка «эко» означает «экономичная кожа», что звучит одобрительно со стороны контрольного органа: цена такой продукции действительно бюджетная. Хотя к коже этот материал никакого отношения не имеет, — пояснила представитель союза.
«Известия» направили запрос в ФАС.
Российские стандарты, которые касаются обуви, разрабатывали еще до 1990 года, но действуют они до сих пор, добавила Александра Андрунакиевич. В них есть термины «синтетическая», «искусственная кожа», и они понятны людям. Хотя по своей структуре и техническим характеристикам такие материалы не отвечают свойствам натуральной продукции.
В союзе подчеркнули, что на мировом уровне уже идет активная работа по защите термина «кожа». Так, Международный совет кожевников и ведущие страны — производители кожи — Европа, Бразилия, Аргентина и другие — приняли законодательные акты, которые запрещают использовать словосочетания для продукции неживотного происхождения. Например, Белоруссия приняла постановление о раздельных полках в магазинах для продажи обуви из натуральной кожи и искусственных материалов, добавили в РСКО.
Гибкий маркетинг
В Совете Федерации «Известиям» подтвердили, что в июле рассматривали этот вопрос.
— В осеннюю сессию комитет СФ по регламенту и организации парламентской деятельности планирует провести слушания по актуальным проблемам в сфере защиты прав потребителей. Этот вопрос войдет в число рассматриваемых, — уточнил «Известиям» сенатор Вячеслав Тимченко. — Потребительский рынок РФ на 80% состоит из импортной продукции, до 70% ввозимой обуви приходится на синтетические материалы. Недобросовестные поставщики продают изделия под видом обуви из «экокожи», «веганской кожи», чем обманывают покупателей.
Потребители считают, что покупают обувь из натуральной кожи с соответствующими свойствами и долговечностью, а получают синтетический материал, в котором летом жарко, а зимой холодно, а срок носки не выдерживает и один сезон, уточнил сенатор. Поэтому защитить покупателей необходимо законодательно: термин «кожа» должен применяться только к натуральному продукту, подчеркнул он.
В торговле, чтобы обмануть покупателя и продать ему синтетику под видом кожи, используют наименование «экокожа», «веганская кожа» и другие, сказал «Известиям» глава отечественного производителя и продавца обуви «Юничел» Владимир Денисенко.
— За этим понятием скрывается синтетика, которую научились делать хорошо: по внешнему виду покупатель не определит, какой конкретно перед ним продукт — натуральный или нет. В итоге каждый третий покупает одну пару синтетической кожи с уверенностью, что приобрел изделие из натурального материала, — рассказал он. — Людей привлекает выгодная цена. Использование таких приставок — маркетинг для того, чтобы обмануть покупателя. Такие добавления к слову «кожа» нужно немедленно запрещать, тогда мы увидим обеление рынка.
В обувном союзе также отметили, что такие понятия могут вводить покупателей в заблуждение. Там обратили внимание, что речь идет о маркетинговом продвижении: люди не готовы покупать синтетическую продукцию. Но можно предположить, что, запретив одни термины, законодатели спровоцируют появление аналогичных новых, добавили в организации.
Использовать слова «экологически чистая» и другие аналогичные указания на маркировке обуви, одежды и кожгалантерейных изделий без подтверждения уже запрещено — это установил техрегламент «О безопасности продукции легкой промышленности», сказал «Известиям» глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов.
— Дальнейшая конкретизация этого запрета должна происходить на уровне ЕАЭС, а не внутригосударственном, — заметил он.
Тем не менее российские кожевники и обувщики уже сейчас могут добиваться защиты своих интересов в ФАС и арбитражных судах, совершенствуя практику применения запрета недобросовестной конкуренции, добавил эксперт.