В России в 2019 году стартовал федеральный проект «Чистый воздух» в составе национального проекта «Экология». Для реализации проекта в 12 городах, расположенных в разных регионах страны, проводится эксперимент по квотированию выбросов. С 1 сентября 2023 года к эксперименту по квотированию подключатся еще 29 новых городов, преимущественно из Сибири и с Дальнего Востока, в которых уровень загрязнения атмосферы оценивается как высокий или очень высокий в силу разных причин: бурного роста числа автомобилей, использования угля для отопления, наличия крупных промышленных производств в черте городов.
Главной задачей федерального проекта «Чистый воздух» является снижение выбросов загрязняющих веществ на 50% к 2030 году. Достигнуть этого планируется за счет мероприятий по снижению выбросов промпредприятий, объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры. В 2022 году города перевыполнили план — объем вредных выбросов в атмосферу в них снизился более чем на 247 т, или на 11% от базовых показателей 2017 года. Крупнейшие экологические проекты будут завершаться в 2024 году, и уровень снижения выбросов в ряде городов достигнет более чем 20%. Например, «Серная программа» «Норильского никеля» и модернизация Надеждинского комбината позволят сократить выбросы на 896 тыс. т, или 48% от выбросов Норильска.
Российский подход к квотированию выбросов, в отличие от зарубежных программ, не только ориентирован на ограничение тоннажа валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, но и направлен на обеспечение благоприятного качества воздуха в жилой зоне промышленных городов по концентрации конкретных атмосферных загрязнителей.
Если говорить простыми словами, то квотирование — это новая система управления качеством воздуха. По всем городам детально описываются источники загрязнения воздуха: промышленные предприятия, ТЭЦ, автомобильный транспорт и тепловозы, мусорные полигоны и водоканалы, частные домовладения, отапливаемые углем и т.д. Для всех источников выбросов строятся математические модели их воздействия на атмосферу и разрабатываются критерии снижения выбросов, так называемые квоты. И после этого предприятие, считавшее вчера себя безопасным, получает дополнительное требование снизить выбросы. И не просто снизить, а снизить по конкретному веществу и на конкретной трубе. На выходе мы имеем закрытие старых производств или реконструкцию достаточно новых, экологизацию транспорта и частного сектора.
Сегодня в совокупности по 12 пилотным городам в эксперименте участвуют более 420 промышленных объектов. Для квотирования данных объектов в расчетную модель включены более 3,6 тыс. предприятий, 2,8 тыс. объектов дорожной инфраструктуры, около 3 тыс. объектов частного сектора (автономные источники тепла).
Компании — участники эксперимента столкнулись с непростой задачей — гармонизировать свои ранее сформированные планы воздухоохранной деятельности, которые разрабатывались прежде всего в производственных интересах, с новыми, в ряде случаев более жесткими нормативами выбросов — квотами.
В свете этого вызова решающее значение приобретают технологии расчетного моделирования и прогноза. Работы по моделированию рисков недостижения целевых показателей эксперимента выполняются научно-исследовательским институтом «Экология», который является сегодня оператором сводных расчетов загрязнения атмосферы. Так, сегодня во взаимодействии с компаниями «Русал», «Евраз», «Северсталь», «Норильский никель» и рядом других с применением методов моделирования на основе сводных расчетов решаются задачи по выявлению проблемных участков производства в части влияния на воздушный бассейн, проводится экспертиза проектов по размещению новых производственных мощностей.