Согласно нашему прогнозу, объем переработки отходов картонной упаковки для напитков по итогам года вырастет на 20%. Однако все равно останется существенно ниже нормативов утилизации, вводимых государством. Как преодолеть разрыв?
Большая часть соков и молока, производимых в России, разливается в нашу упаковку. Детские сады, школы, больницы получают молочные продукты и соки в картонной упаковке, по привычке называемой «тетрапак». Хотя теперь это российская картонная упаковка для напитков, не имеющая отношения к шведско-швейцарской компании.
За полтора года самостоятельной работы упаковочная отрасль проделала огромный путь. В сегменте картонной упаковки удалось решить много вопросов, связанных с перестройкой сложных цепочек поставок по всем типам сырья.
Упаковочная отрасль не забывает и об экологической задаче – переработать использованную упаковку. Более того, нам не дают забывать об этом приоритете. Прямо сейчас в Госдуме рассматривается проект поправок в закон «Об отходах производства и потребления». Он сделает производителей упаковки ответственными за утилизацию всей выпущенной ими продукции – это напрямую касается и нашей упаковки. Стопроцентный норматив утилизации планируется установить уже к 2027 г. Хочу отметить, что, согласно мировой практике, такого амбициозного показателя крайне сложно достичь.
Где сейчас мы находимся относительно этой цели? Сегодня в России перерабатывают все компоненты картонной упаковки: картон, полимеры и алюминиевую фольгу. Так, наша компания сотрудничает с 14 перерабатывающими предприятиями. Они работают в Липецкой, Нижегородской, Новгородской, Тамбовской, Волгоградской, Новосибирской, Ульяновской и Ярославской областях, Республике Татарстан, Москве и Санкт-Петербурге. Их совокупная потенциальная мощность переработки – около 50 тыс. т картонной упаковки в год. Кстати, еще 9 лет назад таких предприятий в стране не было вообще. А сегодня сырье для них поступает из 30 регионов России. Из переработанного бумажного слоя упаковки производят бумагу, картон, книги, транспортную упаковку. Смесь полиэтилена и алюминия (полиалюминий) используется при производстве полимерной гранулы. Ее применяют для изготовления композитных строительных панелей, добавок для дорожного строительства, чехлов для мобильных телефонов, авторучек и садовой мебели.
Есть еще одна хорошая новость. Несмотря на все сложности, возникшие за последние полтора года, переработка продолжает развиваться. Так, фабрика «Л-ПАК» в Липецке вышла на полную загрузку линии переработки картонной упаковки, а это 12 тыс. т отходов в год. На территории Приволжского федерального округа запущена новая комплексная технология переработки нашей упаковки (пульперкартон + полиал) мощностью более 10 тыс. т. До конца 2024 г. запланировано создание перерабатывающих линий на Урале и в Сибири, которые увеличат общие мощности на 40 тыс. т отходов в год.
Прогноз планируемого роста объемов переработки базируется на анализе данных по объемам сбора твердых коммунальных отходов (ТКО), планов по модернизации и строительству сортировочных комплексов в регионах (территориальные схемы по обращению с отходами, официальные планы Российского экологического оператора и региональных органов власти), актуальных данных по морфологии ТКО, а также проектов запуска новых перерабатывающих мощностей наших партнеров. Оценивая баланс доступного сырья и перерабатывающих мощностей, мы можем сформировать прогноз: по итогам этого года объем переработки отходов картонной упаковки вырастет на 20% (до 22 тыс. т) в сравнении с результатами 2022 г. Это позволит переработать 15% упаковки для напитков, произведенной в России за год. По итогам 2025 г. ожидаем двойной рост – будем собирать и перерабатывать более 40 тыс. т упаковки ежегодно. Это серьезный результат для отрасли, в которой 9 лет назад не было ничего. Однако он далек от 100%, предлагаемых в качестве обязательного норматива.
Что нужно сделать, чтобы стопроцентная переработка отходов упаковки стала ближе к реальности?
Первое. Повсеместный и обязательный раздельный сбор отходов упаковки в рамках создаваемой в регионах двухпоточной системы сбора отходов. Важно, чтобы картонная упаковка для напитков собиралась вместе с другими перерабатываемыми фракциями в контейнер «Вторсырье». Сегодня главная проблема утилизаторов состоит не в отсутствии перерабатывающих мощностей. Главная проблема – нехватка сырья. Тех самых отходов, отсортированных и пригодных для переработки. До половины действующих мощностей остаются недозагруженными.
Второе. Государственное стимулирование спроса на вторсырье. Это можно сделать с помощью льгот по экологическим платежам для производителей товаров, использующих упаковку из вторичного сырья. Это увеличит востребованность полезных фракций и продуктов переработки на рынке. Сортировочная инфраструктура будет работать активнее, видя прямой экономический эффект: полученные вторичные ресурсы можно выгодно продать.
Если эти вопросы будут решены, мы сможем увеличить переработку картонной упаковки до 50-60% от объема производства в ближайшие 3-4 года. Последующее увеличение сбора и переработки, движение от 60% к 100% будет даваться гораздо сложнее. Необходимо будет экспериментировать, применять разные подходы и оценивать их эффективность. В том числе продвигая программы экопросвещения.
Отрасль упаковки очень рассчитывает на то, что эти изменения произойдут в самое ближайшие время. Потому что введение обязанности по утилизации 100% отходов упаковки без создания условий для развития этого направления даст лишь огромное финансовое бремя для упаковочной отрасли и минимум экологической ценности. Не утилизировал – заплати экосбор в бюджет. Полагаю, сегодня первоочередными являются инвестиции другого рода. Инвестиции российского бизнеса в продовольственную безопасность страны, в независимость от импортных поставок продуктов питания, упаковки, сырья, красок, комплектующих.
Экологические задачи, безусловно, важно решать. Государственным ключом к их решению является умное регулирование. Важно научиться стимулировать экологичное поведение бизнеса и граждан. Продвигать раздельный сбор отходов, использование продуктов переработки в производстве. Экологичное поведение должно вести к экономии, а не к увеличению затрат. Без внедрения такого подхода цель по стопроцентному нормативу утилизации отходов упаковки рискует остаться на бумаге.