Отношение к раскрытию ESG-информации у российских компаний сейчас весьма противоречивое, считают эксперты
Зачем нужно сдавать отчетность по выбросам парниковых газов, чем грозит ее непредоставление и насколько пристально госорганы намереваются следить за исполнением Парижских соглашений – в материале «Ведомости. Устойчивое развитие», подготовленном совместно с аналитиками рынка.
Новая обязанность
В 2019 г. Россия присоединилась к Парижскому соглашению по климату, регулирующему меры по снижению содержания парниковых газов в атмосфере. Главная цель соглашения – сдержать темпы глобального потепления. Каждая страна, добровольно подписавшая его, должна внести свой вклад в сокращение вредных выбросов в атмосферу. Россия обязалась к 2030 г. сократить объем выбросов парниковых газов на 70% по сравнению с 1990 г. Соответствующий закон вступил в силу 31 декабря 2021 г.
Согласно закону, эмитенты парниковых газов, которые выбрасывают в атмосферу свыше 150 тыс. т загрязняющих веществ, эквивалентных CO2, обязаны предоставить обязательную углеродную отчетность через ГИС «Энергоэффективность». Срок подачи первого отчета – до 1 июля 2023 г. С 2025 г. обязанность отчитываться наступит и у организаций, эмитирующих свыше 50 тыс. т эквивалента CO2.
Под основными парниковыми газами, подлежащими учету, обычно имеют в виду CO2, оксид азота (N2O), метан (CH4), гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ), гексафторид серы (SF6) и так далее.
Мировой контекст
Европейский парламент в 2021 г. ввел правила, требующие от компаний устранять их негативное влияние на экологию. Под таким влиянием подразумевается вред окружающей среде, связанный как с работой самой компании, так и ее производственно-сбытовых цепочек. Главная цель ограничений – декарбонизация действующих производств. При этом требования распространяются, в том числе, на компании за пределами Европейского Союза (ЕС). Например, китайские партнеры, ведущие активную торговлю с ЕС, попадают под данные правила, отмечает профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким. Россия просто не может игнорировать международные тенденции, оправдываясь санкциями, поэтому внедрение требований углеродной отчетности для отечественных компаний необходимо рассматривать в глобальном контексте, считает он.
«С учетом того, что большинство крупных компаний стран БРИКС, являющихся торговыми партнерами российских компаний, работают на крупнейших рынках США и ЕС, а акции многих из них торгуются на биржах данных регионов, тенденции изменения требований углеродной отчетности на этих рынках, безусловно, заслуживают пристального внимания и исследования», – говорит Михаил Аким.
Кроме того, как отметил Аким, планы компаний по сокращению негативного влияния на климат обязаны коррелировать с целями Парижского соглашения не только по прямым выбросам (Scope 1) и косвенным энергетическим (Scope 2), но и по косвенным, связанным со всей цепочкой поставок (Scope 3). С точки зрения технической реализации (нужны цифровые технологии, способные отследить перемещение сырья и комплектующих) и геополитических рисков это является огромным вызовом для компаний, считает эксперт. Организациям необходимо внедрять комплексную проверку цепочек в корпоративную политику, выявлять фактические или потенциальные неблагоприятные воздействия как на окружающую среду, так и на социальные аспекты, такие, как соблюдение прав человека.
Экспертный взгляд
«Ведомости. Устойчивое развитие» опросили крупнейших эмитентов парниковых газов, которые должны были отчитаться в 2023 г. Так, организации, входящие в группу компаний ЛУКОЙЛ, отнесенные к регулируемым организациям в соответствии с постановлением правительства РФ от 14.03.2022 №355, отчитались в срок. Однако на момент публикации отчетов ни одна из компаний группы не получила ни комментариев по результатам проверки от оператора реестра, ни пожеланий по доработке, сообщила пресс-служба ЛУКОЙЛа. О сдаче углеродной отчетности в срок рапортовали и в пресс-службе ПАО «Мосэнерго». Представители ПАО «НОВАТЭК» отказались от комментариев. Представители «Газпрома» и «Татнефти» на запрос не ответили.
О завершении кампании по сбору первой отчетности заявил «Ведомостям» первый заместитель министра экономического развития Илья Торосов. По его словам, «в круг регулируемых организаций вошли крупнейшие предприятия из ТЭК и промышленности». Если форма заполнена корректно, ГИС «Энергоэффективность» автоматически примет отчет. На вопрос о количестве сданных отчетов Минэкономразвития не ответило, пояснив, что на сегодняшний день не готово обнародовать данную информацию.
Отношение к раскрытию ESG-информации у крупных игроков рынка сейчас весьма противоречивое, полагает аналитик ФГ «Финам» Александр Ковалев, приводя в пример компанию «Интер РАО», представители которой весной этого года говорили о том, что бизнесу необходимо предоставить право самостоятельно определять объем и формы раскрытия информации. Таким образом, по словам эксперта, ждать инициативы от тепловой генерации в этом отношении сложно, поскольку приоритетными для компаний сегодня являются более серьезные задачи, связанные с перспективами операционной деятельности, например, импортозамещением газовых турбин, а не их модернизацией с точки зрения экологии.
Другой пример, который упомянул Ковалев – «РусГидро» и ТГК-1, ранее предпринимавшие попытки развиваться в ESG-направлении. «Обе компании начинали реализацию продаж зеленых сертификатов в 2021 г., но с конца февраля 2022 г. инициатива ожидаемо затухла из-за падения спроса на такие инструменты», – сказал эксперт.
Мера готовности
Крупные металлургические компании уже давно отслеживают состояние вредных выбросов, имеют программы ESG, планы и инвестиционные проекты по сокращению выбросов, отчитываются по устойчивому развитию, считает аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев. «У крупных игроков система сбора и учета информации по выбросам давно создана и работает. Поэтому, думаю, ни у кого из них проблем со своевременной подачей соответствующих отчетов быть не должно», – отметил Калачев.
В то же время, проблемы с подготовкой документации по углеродной отчетности могут быть у предприятий, которые ранее никогда этим не занимались. «Для них создание такой системы учета может оказаться дороже, чем возможные штрафы», – сказал Калачев. Речь идет прежде всего о средних компаниях, которые эмитируют более 50 тыс. тонн эквивалента СО2 в год. «Время на подготовку есть: в охват регулирования они попадут только с 2025 г.», – подчеркнул эксперт.
Другие приоритеты
В 2021 г., когда был издан федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов», углеродная повестка активно педалировалась европейскими партнерами. Кроме того, в планах было введение углеродных пошлин на импорт, комментирует эксперт ИК «ИВА Партнерс» Артем Клюкин. Теперь же, по его мнению, из-за санкционной войны эта тема утратила актуальность, и скорее всего, «вопрос спустят на тормозах». Более того, эксперт настаивает на том, что обязанность сдавать дополнительную отчетность, «пусть и под зелеными лозунгами», крайне несвоевременна сейчас. Особенно в свете сложных внешних условий, с которыми столкнулись российские экспортеры.
Тем не менее, как подчеркнул аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман, последнее время нельзя не отметить экологическую сознательность крупнейших российских нефтегазовых компаний, таких как «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», НОВАТЭК, «Сургутнефтегаз», «Татнефть» и так далее. «Многие из них публиковали ESG-отчеты за год, а также регулярно сообщали о размере выбросов в своих презентациях», – рассказал он. Однако, по мнению Кауфмана, сейчас деятельность нефтяных компаний осложнена санкциями, например, на поставку западного оборудования. Поэтому в первую очередь они сконцентрированы на снижении зависимости от западных услуг в экспорте нефти и в целом на налаживании поставок на новые рынки, а не на секторе устойчивого развития.
Мягкое наказание
Штраф за непредоставление или несвоевременное представление отчета о выбросах парниковых газов для должностных лиц составит от 10 тыс. до 50 тыс. руб. ИП накажут в размере от 50 тыс. до 150 тыс. руб. Штрафы для организаций варьируются от 150 тыс. до 500 тыс. руб. Изменения в КоАП приняты в июне 2023 г. По мнению Александра Ковалева, серьезной сумму штрафов, которыми грозит КоАП, назвать сложно. Как отмечает Алексей Калачев, сами штрафы – пока отдаленная перспектива: «Отчетность уже введена с 1 июля 2023 г. Но административная ответственность за непредставление и несвоевременное представление отчета о выбросах парниковых газов вступит в силу только с 1 июля 2025 г.».
Илья Торосов также отметил, что, согласно действующему законодательству, ответственность за непредставление отчета наступает с 1 июля 2025 г. «То есть штрафы компании могут получить за непредоставление отчетности в 2026 г.», – резюмировал первый замглавы Минэкономразвития.
В то же время, важен не столько размер штрафов, сколько риск нежелательного внимания госорганов, которое последует вместе с постановлением, полагает специалист по ESG, управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева. «Пренебрежение углеродной отчетностью чревато попаданием “на карандаш” соответствующим органам. Например, вероятен внеплановый визит инспектора Росприроднадзора. А уж это грозит штрафами в гораздо больших объемах», – считает она.