М. М. Сальникова, начальник отдела охраны окружающей среды
Ханты-Мансийского филиала ПАО НК «РуссНефть»
Рассмотрим причины и порядок внесения изменений в декларацию о составе и свойствах сточных вод, которую подают абоненты централизованных систем водоотведения (ЦСВ).
С 2020 г. контроль состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в ЦСВ, осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее – организация ВКХ) в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728. Результаты такого контроля для абонента могут стать неожиданными и неприятными, в том числе может прекратиться действие поданной декларации о составе и свойствах сточных вод. Установленный факт несоответствия – это нарушение требований. Однако необходимо помнить, что из содержания Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644), следует приоритетность сведений, указанных абонентом в декларации, а грамотный подход к их определению обеспечивает в определенном смысле стабильность в вопросах компенсации негативного воздействия.
Отношения в сфере водоотведения с использованием ЦСВ регулирует Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Во исполнение п. 2 ст. 30.3 этого закона абоненты в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод подают декларацию о составе и свойствах сточных вод в порядке, установленном в гл. VIII Правил № 644.
Причины для внесения изменений в декларацию
Декларация о составе и свойствах сточных вод – это документ, который содержит сведения о показателях, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод. Абонент, подавая декларацию, обязуется соблюдать их в течение всего срока ее действия. Также указанные в декларации значения являются платежной базой для определения размеры платы, за исключением случаев, предусмотренных Правилами № 644. Поэтому важно стремиться к тому, чтобы она отражала фактический уровень воздействия как можно точнее.
В этом стремлении абоненту содействуют положения Правил № 644. В пп. 130 (2) и 130 (3) Правил № 644 перечислены случаи, при наступлении хотя бы одного из которых абонент обязан внести изменения в декларацию.
Причина 1
Выявление организацией ВКХ в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод превышения нормативов состава сточных вод или максимальных допустимых значений показателей и концентраций по веществам (показате лям), не указанным абонентами в декларации [подп. «а» п. 130 (1) Правил № 644].
Ситуация, когда в декларации указан неполный перечень загрязняющих веществ (показателей) в сточных водах, возникает при несоблюдении положений п. 129 Правил № 644. Согласно этому пункту, перечень для декларирования определяется в соответствии:
▸ с перечнем, приведенным в приложении 5 к Правилам № 644, – это перечень максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ. Абонент в зависимости от вида системы водоотведения, в которую осуществляется сброс, выбирает соответствующие наименования веществ (показателей);
▸ с перечнем веществ (показателей), для которых установлены нормативы состава сточных вод (НССВ), но только в том случае, если в отношении объекта абонента такие нормативы применимы. Устанавливаются перечень и значения нормативов органом местного самоуправления (или иным уполномоченным органом) в целях охраны водных объектов от загрязнения на основании нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов, установленных для объектов организаций ВКХ, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями.
Стоит отметить, что отсутствие каких-либо веществ (показателей) в декларации может быть как результатом принятого абонентом решения, так и неосведомленности, например об изменении перечня. Поэтому рекомендуется периодически проверять актуальность НССВ.
В соответствии с п. 130 Правил № 644 организация ВКХ вправе не принимать декларацию в случае указания значений не для всех загрязняющих веществ (показателей) согласно перечню, приведенному в приложении 5 к Правилам № 644, а также не для всех загрязняющих веществ, в отношении которых установлены НССВ. Однако, поскольку это не является обязательством (основанием для обязательного отказа), декларация может быть принята. При этом факт принятия не становится гарантом того, что в ходе мероприятий по контролю не будет проведено исследование загрязняю щих веществ (показателей), отсутствующих в декларации. Таким образом, выявление превышения по загрязняющему веществу (показателю), не указанному в декларации, приведет к необходимости внесения изменений в ограниченные сроки.
Лучшим решением для описанного случая будет профилактика его возникновения. Необходимо сверить указанные ранее два перечня с тем, который указан в вашей декларации, и при выявлении несоответствий внести изменения до того, как начнется обратный отсчет.
Продолжение статьи читайте в восьмом номере журнала «Экология производства»!
Оформить подписку: https://promo.ecoindustry.ru/?utm_source=news_ecoindustry&utm_medium=announce&utm_campaign=ep-podpiska&utm_term=20230828&lid_1=ZP&magazine_1=EP