В последние несколько лет вопросы экологии и климата стали неотъемлемой частью практически любой более или менее крупной дискуссии в стране. Редкое публичное мероприятие обходилось без хотя бы секции или круглого стола о зеленой экономике, экологической и климатической ответственности бизнеса, ESG-инвестициях, во многих случаях вопросы спасения окружающей среды и вовсе становились центральной темой форумов, конференций, симпозиумов и совещаний.
При этом повестка в основном формировалась по «западным стандартам» – из тех вопросов, которые принято обсуждать в странах с развитой постиндустриальной экономикой. Однако сейчас в результате геополитического конфликта произошла вынужденная «суверенизация» практически всех сфер международной кооперации, а сокращение доступных финансовых и трудовых ресурсов ставит под сомнение реализацию многих новых проектов. Вместе с тем, неверно считать, что тема экологии и климата в России перестала быть актуальной. Напротив, под влиянием новых обстоятельств постепенно формируется куда более зрелый взгляд на необходимую роль эколого-климатических инициатив в обеспечении устойчивого развития страны.
Прежде всего, важно ответить на вопрос: что, собственно, является предметом нашей национальной зеленой повестки? Даже в профессиональной аудитории часто можно столкнуться со смешением ее климатической компоненты, то есть вопросов смягчения изменений климата и адаптации к его последствиям, и экологической – оптимизацией выбросов вредных веществ, загрязняющих воздух, воду и почву.
Лежащая в основе зеленой повестки теория антропогенного происхождения глобального потепления, призывает сокращать избыточные выбросы парниковых газов (прежде всего, диоксида углерода и метана) вплоть до достижения углеродной нейтральности. По утверждению Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), только такие действия могут остановить рост глобальной температуры и спасти хозяйственно освоенные территории умеренного пояса от опустынивания, а все остальные – от катастрофических природных явлений.
Экологическая повестка направлена на решение совершенно иных, локальных вопросов: проблем загрязнения воздуха, воды и почв вблизи промышленных предприятий. Поэтому она гораздо меньше волнует мировое сообщество, в основном представленное резидентами территорий, где «грязных» производств давно не осталось по причине исчерпания природных ресурсов и дорогого труда.
То, что две большие темы, экология и климат, гармонично дополняют друг друга – рассуждение поверхностное. Довольно часто у них сложные и противоречивые отношения. Например, замена угольной энергогенерации на ветровую приводит к сокращению потока выбросов парниковых газов, но имеет не столь однозначные экологические последствия: никто так и не придумал, как безопасно утилизировать отработавшие свой срок службы металлические детали и аккумуляторы ветряных электрогенераторов. В результате многие проекты, полезные с точки зрения целей декарбонизации экономики, могут иметь негативные экологические последствия. Подсчет полного баланса выгод и издержек в таких случаях довольно сложен, но такую задачу пока никто даже и не ставит.
Сложившееся положение дел объясняется тем, что до недавнего времени мы по доброй традиции перенимали зеленую повестку у мировых передовиков этого дела со всеми ее естественными изъянами. Думаю, теперь самое время остановиться и задуматься о том, как выстраивать внутреннюю эколого-климатическую политику, исходя из национальных интересов. Ведь никто уже не станет сомневаться, что «заграница» нам ни в чем помогать не планирует.
С моей точки зрения, важнейшая задача зеленой повестки – улучшение качества жизни населения. В современном мире этой цели невозможно достичь без реализации наиболее приоритетных экологических инициатив. А это, например, тотальное внедрение лучших доступных технологий улавливания веществ, загрязняющих атмосферу, почвы и водные бассейны в результате деятельности промышленных предприятий. Или стимулирование применения более безопасных с точки зрения экологии видов топлива в автономных источниках теплоснабжения. Или организация современной системы утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) и так далее.
Инвестиции в экологические инициативы сегодня в основном проводятся в рамках политики корпоративной социальной ответственности крупного бизнеса или в рамках мероприятий национального проекта «Экология». При этом традиционно в стороне остается малый и средний бизнес.
Вместе с тем, именно на уровне небольших компаний, часто являющихся важной частью экономики наиболее загрязненных городов, можно было бы делать много полезных, небольших, но заметных для населения проектов. Жаль, что в настоящий момент к этому нет стимулов. Элементарные налоговые вычеты на инвестиции в экологические инициативы могли бы стать хорошим импульсом для формирования этого социально значимого сектора экономики. Приоритетность проблем охраны окружающей среды должна проходить сквозной нитью государственной политики и быть заметна всему обществу, а не проявляться исключительно в крупных экологических проектах.
Что касается климатической повестки, важность именно противодействия изменению климата для подобных проектов не столь очевидна. До России еще не успела дойти волна глубокой погруженности населения в борьбу с так называемым «климатическим кризисом», характерная для стран Запада (например, в последних выпусках авторитетного научного журнала Nature Climate Change вышла серия статей, анализирующих проблему климатической обеспокоенности, climate anxiety, ставшую одной из центральных фобий и причиной бессонницы жителей наиболее развитых европейских стран). Наша культура в целом не восприимчива к столь отложенным по времени рискам. Да и вряд ли вообще удастся напугать жителей крупнейшей в мире страны тем, что на горизонте 20–30 лет на нескольких сотнях тысяч или даже миллионах квадратных километров будет трудно жить и работать.
Поэтому в России важнее заниматься проблемой адаптации к климатическим рискам. По этой причине климатическая повестка страны должна быть исключительно прагматичной: инициативы по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению поглощающей способности лесов и других естественных экосистем позволят создать новый вид ресурсов, который рано или поздно будет востребован мировым рынком. Для этого правительство создает полноценную национальную инфраструктуру обращения углеродных единиц и реализует важнейший инновационный проект государственного значения по мониторингу климатически активных веществ.
Таким образом, при разумном подходе и климатическая, и экологическая повестка не только не помешают экономическому развитию, но и станут его дополнительными драйверами.