Воздух на 50 самых загруженных автодорогах Нижнего Тагила станет объектом для исследования Всероссийского научно-исследовательского института охраны окружающей среды. Поможет ученым искусственный интеллект.
Исследование стартует в середине августа и продлится два с половиной месяца. Ранее сводный расчет выбросов создавался в 2020 году, тогда на долю загрязнения воздуха автотранспортом приходилось девять процентов всех годовых выбросов в атмосферу — более 23 тысяч тонн. Новый мониторинг позволит актуализировать информацию в динамике.
Данные соберут от трех основных источников выбросов: предприятия, частные жилые дома, которые отапливаются дровами и углем, а также автотранспорт. Его поток будет измеряться натурным способом — то есть физически. Для эксперимента выбрали дороги с наиболее интенсивным трафиком — более 300 автомобилей в час. Предварительно это 199 участков, они будут поделены на категории по нагрузке.
«В часы пик наши специалисты выйдут на обочины этих дорог с камерами на четырехметровых штативах. Пять дней на протяжении 20 минут они будут снимать плотность трафика и производить замеры. К собранным видеофайлам обследованных участков дорог подключится нейросеть. Она поделит дорожное полотно на две стороны движения и посчитает автотранспорт по пяти разным категориям: от мотоциклов до фур большого тоннажа. Искусственный интеллект обучен безошибочно определять ширину дорожного полотна, скорость, с которой двигается транспорт на дорогах. По сводной методике ученые сделают рассчет выбросов на конкретный участок дороги. Простыми словами, над каждой выявляется прямоугольник — площадной источник выбросов, по которым мы поймем, из каких веществ и в каком объеме состоят выбросы над конкретной трассой», — пояснила эксперт ВНИИ охраны окружающей среды Екатерина Липина.
Она уточнила, что Нижний Тагил включен в эксперимент как один из основных промышленных центров страны, также как Магнитогорск, Челябинск, Череповец, Медногорск, Омск и Липецк. Всего проект распространился на 12 городов, в которых действует более тысячи промышленных объектов. Предполагается, что за все время эксперимента города-участники экопрограммы должны снизить выбросы на 20 процентов (на текущий момент снижение находится на уровне 9-12 процентов). До конца года у ученых будут на руках полные данные по муниципалитетам. И эти доказательства позволят стимулировать переход общественного транспорта на газовое топливо.
«Некоторые предприятия делают миллиардные вложения в улучшение своих экологических повесток. И их стимул понятен. Если те города и компании, которые вошли в эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу, отстают от заявленных показателей, то они рискуют получить высокие штрафы. У нас на руках есть результаты прошлого исследования, они легли в основу списка приоритетных загрязняющих веществ в городе, которые подлежат квотированию. Предприятия на законодательном уровне обязаны провести мероприятия, направленные на снижение выбросов этих веществ», — пояснила Липина.
Так, например, в Челябинске действуют более 20 передвижных и стационарных лабораторий для замеров воздуха. Они актуализируют информацию о состоянии воздуха раз в 20 минут. Так, стационарные показывают картину о превышениях концентраций 24 вредных веществ в автоматическом режиме в густонаселенных районах города. Малогабаритные посты — от 5 до 6 веществ.
«Среди предприятий можно отметить металлургический комбинат, с 2017 по 2022 год экологический эффект от реализации природоохранных мероприятий у него выразился в сокращении валовых выбросов вредных веществ в атмосферу на 42,2 тысячи тонн, а также в снижении концентрации бензопирена в 2,8 раза и пыли в 1,5 раза», — обобщила результаты эксперт ВНИИ охраны окружающей среды.
Если вернуться к Нижнему Тагилу, то по словам мэра города Владислава Пинаева, в рамках программы «Чистый воздух» на реконструкцию пяти газовых котельных направлен 601 миллион рублей. Еще 200 миллионов муниципалитет получил в виде субсидии на перевод частных домов с печного отопления на газ.
Кстати
Студенты Южно-Уральского государственного университета установили три камеры на территории своих общежитий, чтобы с разных ракурсов наблюдать за местной котельной. Исследователи запрограммировали аппаратуру так, чтобы искусственный интеллект научился «видеть неуловимое» — распознавать шлейф дыма, его зависимость от направления ветра и других метеоусловий.
Эта модель может быть масштабирована, ведь не все компании самостоятельно добросовестно сообщают о выбросах.