Ю. А. Марадудина, ведущий инженер по охране окружающей среды (эколог)
ПАО «Группа ЛСР»
От чего отталкиваться при планировании подразделения экологов и что обязательно следует учесть?
Действующие нормативные правовые акты природоохранного законодательства России не содержат прямых требований к организации экологической службы на предприятии или об обязательном наличии штатной единицы эколога. При этом в п. 3 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» говорится о том, что программа производственного экологического контроля должна содержать сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за проведение производственного экологического контроля.
В зависимости от совокупности различных факторов (о них поговорим далее) на предприятии может быть:
▸ один ответственный сотрудник (как вариант – совмещающий обязанности по охране окружающей среды и, например, по охране труда);
▸ отдельное структурное подразделение – отдел или служба (а в крупных холдингах это могут быть дирекции и департаменты), в состав которых входит несколько отделов.
Рассмотрим подробнее вариант организации отдельного структурного подразделения. От чего в этом случае необходимо отталкиваться при его планировании и что обязательно учесть?
Здесь важно отметить, что объективно оценить объем работы и предстоящие трудозатраты может исключительно опытный специалист – эколог: только профессионал обладает необходимым набором знаний и навыков для выполнения такой оценки, особенно принимая во внимание последние значительные изменения природоохранного законодательства. Одни из них вступили в силу в этом году, а другие начнут действовать в ближайшее время (вероятно, среди наших читателей-экологов нет никого, кто бы не ощущал легкую нервную дрожь в ожидании 1 сентября).
Представим, что поставлена задача организовать структурное подразделение на крупном действующем производственном предприятии. Для ее выполнения нам потребуется:
1) общая информация о предприятии, об осуществляемой хозяйственной и иных видах деятельности;
2) сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС), в том числе их количество, категории, описание видов деятельности, режима работы и численность персонала;
3) по каждому объекту НВОС в отдельности:
▸ данные об источниках выделения и источниках выбросов загрязняющих веществ – количество, перечень выбрасываемых загрязняющих веществ, периодичность проведения контроля и его методы, сведения о газоочистных установках;
▸ данные о водопотреблении и водоотведении – сведения о наличии водопотребления (из централизованных сетей местных водоканалов, поверхностных и подземных водных источников) и водоотведения (в централизованные сети местных водоканалов и поверхностные водные объекты), количество контрольных колодцев и выпусков в водные объекты, способы отвода поверхностного стока и дренажных вод, сведения об очистных сооружениях сточных вод, о периодичности контроля состава и свойств сточных вод и проверок эффективности работы очистных сооружений, информация о наличии повторного использования сточных вод;
▸ данные об отходах – описание отходообразующих процессов, общее количество отходов производства и потребления, сведения об образовании специфических отходов, о повторном использовании отходов в собственном производстве;
4) дополнительная информация:
▸ перспективы развития предприятия – о планируемом расширении осуществляемых видов деятельности и (или) выпускаемой продукции, запуске новых линий производства, о предстоящей модернизации, реконструкции и т. д.;
▸ наличие или необходимость оформления аренды акватории, лицензии на деятельность по обращению с отходами I–IV классов опасности и документации на деятельность по обращению с отходами V класса опасности;
▸ наличие лицензии на пользование недрами;
▸ затраты на охрану окружающей среды (средний бюджет подразделения на календарный год);
▸ специфика внутреннего документооборота на предприятии – о порядке заключения договоров на оказание услуг по разработке и получению проектной, разрешительной документации, вывозу отходов, выполнению мониторинга и проведению контроля, а также сведения о предусмотренном порядке оформления и сдачи первичной отчетной документации, процедурах внутреннего согласования и подписания предусмотренной законодательством обязательной экологической отчетности.
Указанные сведения являются основными, но не исчерпывающими. В целом они позволят выполнить комплексную оценку деятельности предприятия и определить требуемую штатную численность сотрудников экологической службы, необходимую для полного и качественного выполнения функции по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
Продолжение читайте в восьмом номере журнала «Экология производства»!