Как и зачем российские промышленные предприятия должны контролировать выбросы вредных веществ
В конце июля этого года ВНИИМ им. Д.И. Менделеева представил монографию «Контроль промышленных выбросов автоматическими измерительными системами», в которой описаны нюансы работы автоматических измерительных систем (АИС) для контроля выбросов, а также представлены области применения таких систем. Это уже вторая научная работа авторов по теме: с 2021 г. появились новые системы, а также изменилась нормативная база. Насколько описанное положение дел соответствует практике – в материале «Ведомости. Устойчивое развитие» с участием экспертов.
Растущие требования
Организация промышленного контроля на производствах – актуальная тема для российских предприятий, особенно в связи с усилением законодательных требований. Напомним, что перечень городов-участников федерального проекта «Чистый воздух» в 2022 г. расширился более чем в три раза – с 12 до 41. Это означает, что снижать объемы выбросов и контролировать их более жестко придется все большему числу предприятий.
Ужесточаются требования к сдаче отчетности по негативному воздействию на окружающую среду (НВОС) и ответственность за нарушения. Если в осеннюю сессию депутаты Госдумы рассмотрят и примут законопроект об увеличении штрафов за несвоевременную или ложную подачу информации по НВОС, штрафы для бизнеса возрастут в разы – с 80 000 до 200 000 руб. за первое нарушение.
Новые обязанности
Ранее в России существовала система мониторинга экологической обстановки, которая не позволяла оценивать ситуацию в режиме онлайн и, соответственно, быстро реагировать на ЧП техногенного характера, говорится в монографии.
Чтобы решить эту проблему, предприятия классифицировали по четырем категориям – согласно урону, который те наносят экологии, в соответствии с федеральным законом «Об охране окружающей среды». Самая опасная категория – первая, такие производства обязали оснастить АИС и системой учета показателей выбросов с последующей обязательной отчетностью. В первую категорию попали предприятия энергетики, черной и цветной металлургии, нефтехимии, а также производители стройматериалов. Для каждой отрасли определены промышленные установки и загрязняющие вещества для учета. Полный их перечень – в распоряжении правительства РФ №428-р от 13.03.2019 г.
Например, на заводах черной металлургии необходимо оснастить приборами учета установки для сухой перегонки каменного угля, для обжига и спекания руд, извлечения и плавки чугуна и стали, электросталеплавильные установки и т.д. Вещества, которые подлежат учету на этих предприятиях – соединения серы, фтора, оксиды азота и другие. Также предусмотрены нормативы по массовым выбросам, свыше которых обязательны системы учета: для диоксида серы – от 30 кг/ч, для оксидов азота – 30 кг/ч. Все предприятия первой категории обязаны оснастить свои установки приборами учета к 2029 г.
По мнению специалиста в области ESG, управляющего партнера аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерины Косаревой, качественный контроль за выбросами необходим. «С июля 2023 г. об объемах выбросов отчитываются компании, выбрасывающие свыше 150 000 т эквивалента CO2. Таких компаний максимум несколько десятков на всю страну, поэтому, скорее всего, ни с отчетностью, ни с фиксацией проблем не возникнет. Это в основном законопослушный бизнес: бюджеты и другие ресурсы на переоборудование у них, как правило, есть», – рассказала она. Сложности, по мнению аналитика, будут в дальнейшем: с 1 июля 2025 г. под отчетность попадут организации, эмитирующие свыше 50 000 т парниковых газов, таких компаний уже тысячи, и далеко не у всех есть желание и возможность установить системы непрерывного мониторинга выбросов. Как отметила эксперт, велика вероятность спекуляций, таких, например, которые возникли в мусорной сфере, когда на рынке образовались сотни утилизаторов, «рисующих» любую отчетность. «Чтобы этого не случилось, необходимо внимание государства», – считает Косарева.
Неизбежность исполнения
Согласно целям, установленным Парижским соглашением по климату 2015 г., к 2030 г. эмиссия парниковых газов России должна снизиться до 70% относительно уровня 1990 г. И это обязательство никто не отменял. Поэтому бизнесу не стоит надеяться на поблажки, связанные с ухудшением отношений со странами Запада, объявленными недружественными, считает Косарева: «Хотя направление ESG пришло с Запада, многие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), среди которых есть наши партнеры, также активно продвигают принципы устойчивого развития на государственном и корпоративном уровнях».
С ней согласна и эксперт Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Юлия Бурханова. Она отметила, что, согласно данным Инициативы по климатическим облигациям (CBI), в 2021 г. АТР выпустил зеленые облигации на сумму $126 млрд, а в 2023 г., по оценкам Standard & Poor’s, этот объем, вероятно, вырастет на 20%, опередив другие региональные рынки, и достигнет общей стоимости около $240 млрд. Что немаловажно, в странах АТР также запускаются углеродные рынки, требования в области ESG установлены многими биржами региона, при этом в России рынок углеродных единиц хотя и находится только в процессе своего формирования, ожидается, что он полноценно заработает к концу 2024 г.
«По данным аналитического агентства «Эксперт РА», рынок устойчивого инвестирования в стране продолжает расти, хотя темпы прироста снизились. Агентство прогнозирует, что в 2023 г. будет зарегистрировано уже около 8 новых размещений, а рынок в целом достигнет значения в 400 млрд руб. Более того, неожиданным на фоне нынешней геополитической ситуации оказался рост рынка ESG-продукции на 35%, зафиксированный на основе оценок Аналитического кредитного и Национального рейтинговых агентств. Отмечу, что, учитывая события 2022 г., спровоцировавшие прекращение оценки российских компаний иностранными поставщиками ESG-рейтингов, многие местные компании начали переориентироваться на национальных провайдеров, что стало дополнительным стимулом для развития последних», – рассказала Бурханова. Таким образом, концепция ESG не потеряла своей актуальности в России, поэтому исполнение предприятиями требований по контролю за вредными выбросами неизбежно, считают эксперты рынка.
Условия реализации
АИС – это высокотехнологичный комплекс, который внешне состоит из комплекса средств измерений, технических средств сбора и передачи данных и вспомогательного оборудования. Причем для каждой отрасли в зависимости от характера и объема выбросов пригоден свой тип АИС.
Законодательство предъявляет к АИС определенные требования, они перечислены в исследовании ВНИИМ им. Д.И. Менделеева. Прежде всего, это достоверность данных на протяжении всего срока измерений. Во-вторых – собственная система бесперебойного электропитания на случай перебоев с электроэнергией на объекте. В-третьих – устойчивость корпуса к воздействиям внешней среды, таким как колебания температуры, влажность, высокая концентрация загрязняющих химических веществ. Еще одно требование – возможность периодических поверок, контроля точности специалистом, наличие средств самодиагностики. Среди других условий – защищенность от несанкционированного доступа, собственный мини-компьютер для сбора, сохранения и передачи данных на сервер, а также ремонтопригодность.
Сложности применения
С началом применения АИС возникла необходимость стандартизации их метрологических и технических характеристик. Такие требования к сертификации появились в России на основе международных стандартов EN и ISO. Среди них – ГОСТ ИСО 11771-2016, который направлен на определение усредненных по времени массовых выбросов и коэффициентов эмиссии. Каждый элемент АИС перед установкой должен пройти трехэтапную проверку: контроль производственного процесса при изготовлении АИС, лабораторные и полевые (сроком не менее трех месяцев) испытания. Однако установка и испытания сертифицированной системы не гарантируют правильности измерений.
Одна из ключевых проблем при замере объемов выбросов загрязняющих веществ – это релевантность взятых проб, говорится в монографии, поскольку газовая среда неоднородна. Чтобы определить правильное место монтажа пробоотборного зонда или беспробоотборного комплекса, необходимы специальные исследования, расходы на которые должно нести предприятие. Кроме того, АИС, прошедшая успешно все клинические испытания, в процессе эксплуатации может со временем фиксировать неверные показания в сторону как уменьшения, так и увеличения. То есть система требует контроля и обслуживания.
Альтернативные способы
Главная проблема контроля выбросов состоит не в самих контрольно-измерительных приборах, а в непопулярности систем фильтрации, считает руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова. «Приборостроение в России активно развивается в последние годы, особенно с объявлением политики импортозамещения. Однако ничтожно малое число компаний устанавливают фильтры на предприятиях, чтобы в принципе снизить объем выбросов. Такие ставят за рубежом буквально на все: на воздух, на воду и так далее. В таком случае отпадает сама необходимость в контроле выбросов. Измерение не панацея, в то время как возможно в принципе не измерять, а снизить вредное воздействие», – подчеркнула Орлова. По мнению эксперта, изменить ситуацию помогла бы передача кураторства над этой темой от Минэкономразвития, «где нет специалистов со знанием специфики работы промышленных предприятий с вредными выбросами», специалистам Минприроды или Росприроднадзора.
В 2023 г. в России были приняты поправки в законодательство об окружающей среде, касающиеся АИС, напоминает эксперт центра Россия-ОЭСР РАНХиГС Мария Гирич. «Качественное измерение можно осуществить несколькими способами: использование формул расчета, непрерывный мониторинг и анализ отобранных проб. Все три способа позволяют точно рассчитать выбросы», – считает Гирич. Но главное, по ее мнению, это не замеры, а подход компаний: «Во-первых, должны быть определены должностные лица, ответственные за сбор данных о выбросах. Во-вторых, следует разработать документацию с объяснением процессов и методов сбора данных для расчетов выбросов парниковых газов, а также с описанием процедур и методов для обеспечения качества, технического обслуживания и ремонта всех систем непрерывного мониторинга, расходомеров и других приборов, используемых для предоставления данных о загрязняющих веществах».