Местным властям придется самим убирать мусорные завалы на своих территориях
Кто должен убрать несанкционированную свалку, будет зависеть от того, где находится и кому принадлежит участок под ней. А на ликвидацию таких завалов разрешат тратить деньги, которые платят в бюджеты проштрафившиеся компании, нанесшие ущерб окружающей среде. Такой законопроект, подготовленный Минприроды, будет проходить публичное обсуждение на портале проектов нормативных актов Правительства до 8 сентября.
Замкнутый круг
В России, по данным Росприроднадзора, на конец прошлого года было 12 785 несанкционированных свалок. За год убрали 19 077 навалов мусора, но выявили еще 16 359. В некоторых регионах их образуется даже больше, чем успевают убрать, отметили в Минприроды. В то же время во многих субъектах жалуются, что для борьбы со свалками у них недостаточно средств и полномочий, особенно у местных властей. Значит, существующих механизмов недостаточно, пришли к выводу в министерстве.
О том же говорил и Конституционный суд. Он рассмотрел судебные споры, которые возникли в Красноярском крае и Новосибирской области из-за того, что никто не хотел брать ответственность за мусор на землях, находившихся на территории муниципалитетов, но не принадлежавших им. «Законодателю надлежит определить принадлежность, распределение и источники финансирования полномочий по ликвидации несанкционированных свалок», — говорилось в постановлении КС.
Поэтому Минприроды предложило ввести новые правила. Кто должен убирать свалки, будет зависеть от того, где находится и кому принадлежит участок под ней. Если он расположен на территории муниципального образования, например, городского округа или сельского поселения, находится в муниципальной собственности либо никому не принадлежит, то за свалку будет отвечать орган местного самоуправления. А если участок находится в региональной или федеральной собственности либо он ничей и расположен вне городов и сел, то ликвидировать мусорную кучу надо будет органу власти, отвечающему за экологию в конкретном регионе.
Концепция законопроекта правильная, прокомментировал инициативу «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров.
Он пояснил, что это должно снять и вопросы, кто должен ликвидировать свалку, если она оказалась на территории муниципалитета, но относится к землям не населенного пункта, а, например, к лесным или сельскохозяйственным землям. Кроме того, местные власти смогут выделять на ликвидацию деньги, не боясь, что это посчитают нецелевым расходованием средств.
Хватит ли денег
Но, чтобы заниматься свалками, нужны средства. «А у муниципалитетов точно нет денег, чтобы эту задачу решать», — добавил Майоров. Поэтому, напомнил он, в Совете Федерации предложили направлять на это средства, которые предприятия платят за негативное воздействие на окружающую среду.
Это предложение учли в законопроекте. По нему регионам разрешат тратить на ликвидацию свалки «зеленые» платежи — плату за негативное воздействие на окружающую среду, штрафы за нарушения экологического законодательства и суммы, полученные по искам о возмещении вреда, причиненного природе. Сейчас окрашенные деньги можно отправлять только на ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, например старых полигонов или заброшенных фабрик, где остались токсичные отходы. И только если таковых в регионе нет — на другие экологические проекты.
Нужно, чтобы экологическими платежами на уборку свалок могли воспользоваться и региональные, и муниципальные власти, считает сенатор. «Если мы сумеем этот механизм настроить должным образом, такой законопроект можно будет поддержать», — считает Алексей Майоров.
Еще одно послабление, которым смогут воспользоваться органы власти по предложенным правилам, — возможность заключать контракты на ликвидацию незаконных свалок с единственным поставщиком вместо того, чтобы объявлять конкурс.
Меньше пяти кубов не в счет
В Минприроды предложили определиться и с тем, что считать несанкционированными свалками. Площадь таковой должна быть минимум десять квадратных метров, а объем — пять кубометров. Для сравнения — это объем кузова небольшого грузовика грузоподъемностью в одну тонну.
Как говорится в пояснениях, ограничение нужно, чтобы свалкой нельзя было назвать мелкий мусор, например брошенный окурок или оставленный под скамейкой пакет. Если отходов немного, их вполне можно убрать во время обычного благоустройства территории, считают в министерстве.
Чем займутся на федеральному уровне
Особо же крупные незаконные свалки в черте городов уже сейчас должны убирать за счет федеральных денег. По крайней мере те, которые включили в проект «Чистая страна», запущенный в 2018 году. Речь идет о залежах мусора, которые копились десятилетиями.
Как рассказала вице-премьер Виктория Абрамченко на «правительственном часе» в Госдуме 19 апреля, пока ликвидировали 58 свалок, расчистив 550 гектаров земли. Это около восьмисот футбольных полей. Сейчас убирают 133 свалки.
Почти за год, который прошел с июня 2022-го по апрель 2023-го, успели убрать 18 мусорных куч — прошлым летом Минприроды сообщило о ликвидации 40 залежей мусора.
При этом Президент России Владимир Путин поручил принять решения, необходимые для ликвидации до конца 2023 года минимум 111 свалок в черте городов.