Что делают российские компании с пластиковыми отходами
Если использованный пластик возвращать в качестве сырья в производство, вредное воздействие на окружающую среду уменьшается. Как эта неоспоримая истина реализована на практике в России? «Ведомости. Экология» сделали подборку наиболее интересных кейсов отечественного рынка.
Запрос на экологию
Среди российских покупателей растет число людей, согласных переплачивать за товары в более экологичной упаковке. Так, 56% потребителей в России в возрасте от 18 до 49 лет готовы платить больше за товары в упаковке, изготовленной с применением вторичного пластика, говорится в недавнем исследовании компании СИБУР. Другие опросы показывают аналогичную картину. Например, исследование компании СберСтрахование показало, что почти каждый второй россиянин (47%), узнав о негативном воздействии предприятия на окружающую среду, готов снизить потребление его продукции или вовсе отказаться от неё.
Вместе с тем, в России сейчас до переработки доходит всего порядка 10-12% отработанного пластика, в то время, как в Евросоюзе, по данным Евростата, перерабатывают в среднем порядка 48%. С учетом ожиданий населения и возможностями развития инфраструктуры для циклической экономики возникает все больше кейсов, когда компании берут на себя ответственность за использование вторичного пластика, сбор отходов и их переработку.
Упаковка для косметики
Компания Unilever в России за год почти на 70% увеличила число косметических продуктов из своего портфолио в упаковке из вторичного пластика. По итогам 2022 г. это 180 косметических средств, упаковка которых произведена из rPET (переработанного пластика). Сейчас количество упаковки, пригодной для переработки, составляет 70% от всего ассортимента – об этом говорится в отчете компании об устойчивом развитии за 2022 г.
«Согласно стратегии устойчивого развития «Компас», в которой прописаны все наши ESG-обязательства, к 2025 г. мы намерены снизить объем используемого первичного пластика на 50% и сделать 100% нашей пластиковой упаковки перерабатываемой. Для достижения этих показателей мы много работаем с российскими операторами по сбору и переработке отходов, ищем новые форматы упаковки, а уже выпускаемую стараемся делать более устойчивой. Так, в прошлом году, мы отказались от термоусадочной этикетки во всем портфеле, так как она значительно затрудняла сортировку и переработку упаковки», – рассказала директор отдела исследований и разработок Unilever в России и Белоруссии Евгения Седова.
В отчете также говорится, что в 2022 г. Unilever в России увеличила потребление переработанного пластика в упаковке продуктов до 2300 т. Кроме того, компания запустила продукты по уходу за волосами во флаконах с содержанием до 100% белого rPET, поскольку такие товары также чаще используются операторами при переработке.
С целью приобщения потребителей к сдаче пластика на переработку, Unilever совместно с группой компаний «Экотехнологии» больше четырех лет развивает и поддерживает сеть фандоматов – это специальные брендированные контейнеры, которые устанавливаются в торговых сетях («Магнит», «Перекресток»), чтобы люди могли выбрасывать использованную пластиковую тару. На данный момент действует 15 фандоматов, за период с 2019 г. по 2022 г. с помощью них было собрано 3 488 кг пластика.
Тара для пищевых продуктов
Весной 2023 г. пивоваренная компания AB InBev Efes начала выпускать продукцию в бутылке из переработанного пластика. До этого в России действовал ГОСТ, который не предусматривал использование вторсырья в таре для пищевых продуктов. AB InBev Efes совместно с партнерами, производителями полимерной упаковки, работали над тем, чтобы это ограничение было снято. В частности, был проведен ряд промышленных тестов rPET-упаковки, подтвердивших ее соответствие всем нормативным и санитарным требованиям.
Как рассказала директор по закупкам AB InBev Efes Василина Суслова, компания сможет ежегодно вовлекать во вторичную переработку порядка 1500-2000 т пластиковых отходов в рамках сотрудничества с СИБУРом. «Наша компания уже давно работает над снижением веса и увеличением доли вторичного сырья в упаковочных материалах. Теперь мы можем реализовывать нашу повестку в области экологичной упаковки и в PET-категории», – пояснила она.
Отметим, что компания взяла на себя обязательство полностью перейти на упаковку, произведенную преимущественно из переработанного сырья, к 2025 г.
Мебель из крышек для кофейных стаканов
СИБУР как крупнейший производитель полимеров в России с помощью инвестиционных и партнерских проектов планирует ежегодно вовлекать в переработку не менее 100 000 т полимерных отходов. Доля производства PET с содержанием вторичного сырья должна к 2025 г. составить не менее 40% в общем объеме выпуска этого вида продукции. Еще одна важная цель – содействие многоразовому применению и переработке конечной продукции, произведенной с использованием продуктов СИБУРа. Кроме того, компания способствует вторичной переработке и других видов полимеров. Вместе с «РТ-Инвест Ресайклинг» (дочернее предприятие АО «РТ-Инвест») реализован проект по переработке одноразовой посуды и выпуску из нее контейнеров технического назначения. С ресторанами «Кофемания» и дизайнерской студией «Ебурет» была запущена цепочка сбора и переработки полистирола – крышечек для кофейных стаканов и упаковки кондитерских изделий. СИБУР перерабатывает их в гранулы, из которых производится новая мебель для «Кофемании».
Директор по устойчивому развитию компании СИБУР Максим Ремчуков отмечает, что любой пластик может быть переработан, но для этого важно вовлечь в процесс всех игроков рынка – производителей упаковки, региональных операторов по обращению с отходами, переработчиков вторичных ресурсов, ритейл, государство и конечных потребителей. «Технологические возможности для этого есть: сегодня в стране более 200 мусороперерабатывающих заводов, в ряде регионов заработали пилотные системы раздельного сбора отходов, введены в эксплуатацию, в том числе автоматизированные линии сортировки ТБО. Загрузка и развитие мощностей по переработке во многом зависит от людей, которые сортируют отходы, количества и качества поступающего вторсырья», – рассказал он.
Еще одно направление работы – экопросвещение. Как сообщила руководитель программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел» Елена Снежко, на выставке «Фантастик Пластик», которая побывала уже в десяти российских городах, представлены мебель, одежда, аксессуары, украшения, предметы декора и арт-объекты, созданные из переработанного пластика российскими и зарубежными дизайнерами.
Рюкзаки, сумки, панамы и дождевики
Согласно отчету об устойчивом развитии за 2022 г. X5 Group, каждое бизнес-подразделение и каждая розничная сеть самостоятельно управляет процессами в области устойчивой упаковки и управления отходами. На 2023 г. X5 Group ставит цели увеличить до 95% долю отправляемых на переработку твердых отходов торговых сетей и увеличить минимум до 50% долю товаров СТМ (собственных торговых марок) в более экологичной упаковке.
В супермаркетах «Пятёрочка» и «Перекрёсток» не первый год используются корзины для покупок, изготовленные из переработанного пластика. В 2022 г. из пакетов, собранных в магазинах «Перекрёсток», были изготовлены дождевики, панамы и сумки, использованные при проведении розыгрышей призов среди покупателей. Кроме того, Х5 Group стимулирует приобретение покупателями многоразовых сумок для покупок. В 2022 г. торговые сети реализовали 3,7 млн тканевых сумок, а также около 267 000 многоразовых мешков для фруктов и овощей.
В прошлом году в проекте по сбору зубных щёток приняли участие уже около 400 супермаркетов «Перекрёсток». В «Пятёрочке» была проведена маркетинговая кампания по осознанному потреблению – покупатели могли обменять баллы на экоаксессуары, изготовленные из вторсырья (рюкзаки, сумки, контейнеры для обедов и бутылки для воды). Кроме того, в 2022 г. X5 Group установила шесть фандоматов для приёма PET-бутылок и алюминиевых банок в рамках запущенного ранее проекта по сбору упаковки.
Совместно с социальной сетью «ВКонтакте» торговая сеть «Пятёрочка» провела акцию, направленную на формирование отказа от лишнего пластика. С 13 марта по 13 апреля покупатели отсканировали более 478 000 чеков без пакетов. В итоге удалось избежать попадания в окружающую среду 6,6 т пластиковых отходов.
Многоразовая упаковка из переработанных материалов
Компания METRO выступает за многоразовость и производит упаковку, сумки, коробки под собственным брендом из переработанных материалов, стремясь снизить воздействие на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла продукта.
Еще в 2018 г. компания обозначила стратегические цели до 2023 г. по усовершенствованию производства упаковки под собственной торговой маркой. Во-первых, это поэтапный отказ от 100% поливинилхлорида (ПВХ) и поливинилиденхлорида (ПВДХ) на всех уровнях упаковки (первичной, вторичной и третичной). Во-вторых – поэтапный отказ от 100% вспененного полистирола (EPS) на всех уровнях упаковки. В третьих – сокращение 300 т пластика в обычной пластиковой упаковке с 2018 г. Также компания отказалась от обычных пластиковых контейнеров и одноразовых стаканчиков для кофе. Теперь используются эко-альтернативы: многоразовые ланч-боксы и стаканчики. Сэкономленные благодаря этому деньги идут на поддержку проекта Pacific Garbage Screening, посвященного очистке Тихого океана от мусора.
В магазинах METRO есть контейнеры для сбора старых пластиковых зубных щеток (совместный проект с компанией SPLAT). Собранные щетки перерабатывает в полимерпесчаную тротуарную плитку, которая используется для пешеходных и парковых зон в малых городах России. А в 2023 г. из вторсырья будут произведены объекты городской инфраструктуры. С февраля этого года METRO открыла сбор ненужных пластиковых карт, по которым осуществлялся вход в торговые центры – теперь можно использовать электронную карту. Компания обещает собранные карты отправить на переработку, где пластик измельчается в порошок, а полученное вторсырье будет использовано для производства строительных материалов.