Улучшить экологическую обстановку в России помогут кратное увеличение штрафов, а также ужесточение уголовной ответственности для собственников крупных промышленных предприятий, считают эксперты. Поводом для очередного витка дискуссии на тему экологии стал отчет Росгидромета, согласно которому более 70 миллионов россиян живут в городах с повышенной концентрацией в атмосфере вредных веществ. Как сейчас наказывают за экологические нарушения и что мешает петербуржцам дышать чистым воздухом — в материале обозревателя Business FM Петербург Татьяны Копыловой.
По действующему законодательству штраф предусмотрен за все экологические преступления, а его размер, в зависимости от характера нарушения, составляет от 40 до 500 тысяч рублей. Самая строгая — уголовная — ответственность наступает за экоцид: массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, которые способны вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет. Но в последний год, как отмечают в экологическом сообществе, ситуация несколько вышла из-под контроля. В частности, в национальном комитете экологической безопасности отмечают едва ли не произвол руководителей промышленных предприятий, которые грубо нарушают профильные законы. Проблему, например, усматривают в том, что многие собственники таких дымящих заводов, которые зачастую бывают еще и градообразующими, находятся за границей, то есть от насущных проблем загрязнения воды или воздуха максимально отстранены. Эксперты считают, что сейчас наступил удобный момент для того, чтобы передать активы этих живущих за пределами страны собственников российским компаниям и физическим лицам. В рамках пресс-конференции в ОСН заслуженный эколог России, советник руководителя Аналитического центра при правительстве Андрей Пешков выразил уверенность, что это принципиально поменяет ситуацию:
Заслуженный эколог России, советник руководителя Аналитического центра при правительстве Андрей Пешков
Как Петр I в свое время сказал, что жесткость российского законодательства компенсируется необязательностью его исполнения, вот это вот очень четко отражает то, что сегодня мы имеем. Поэтому последние несколько лет в России начали практически в полный рост применять те возможные, предусмотренные законодательством санкции, которые сразу ударили по карману этих собственников. Которые экономили на здоровье населения, на окружающей среде, не выполняя те мероприятия, которые должны делать по закону. Вот сейчас я думаю, что с такими штрафами и ущербами, которые оплатил, например, «Норникель» — два миллиарда долларов — в бюджет, после этого все начнут чесаться и шевелиться.
Еще одной угрозой экологии и населению эксперты, наряду с промышленными, называют мусоросжигательные заводы, последствия от работы которых могут быть едва ли не катастрофическими. Впрочем, для Петербурга эта история неактуальна: еще в прошлом году вице-губернатор Валерий Пикалев пообещал, что в Северной столице пойдут по другому пути. И НЭО на территории агломерации Петербурга и Ленобласти возводит заводы мусороперерабытывающие, которые по специальной технологии будут изготавливать топливные брикеты. А в перспективе, как убеждены эксперты, полностью перейдут на щадящий метод пиролиза, который практически не дает никаких выбросов в окружающую среду. Гораздо большую опасность для Северной столицы как одного из крупнейших мегаполисов представляют две другие проблемы. О них рассказывает председатель организации «Северо-Западный Зеленый крест» Юрий Шевчук:
Председатель организации «Северо-Западный Зелёный крест» Юрий Шевчук
У нас основной загрязнитель — это автомобили, и загрязнение от автомобилей растет прямо пропорционально износу этих самых автомобилей. Новые модели, конечно, покупаются, но чаще всего они с вторичного рынка, потому что дешевле, а у населения нет денег для того, чтобы покупать хорошие машины. Не говоря уже о «Теслах» электрических. Сейчас, даже если мы просто вот взглянем на улицы нашего города, мы увидим кучу старых отечественных машин. Второй источник — это порт и суда, которые проходят по Неве. Они же тоже работают с двигателями внутреннего сгорания. И, соответственно, все выбросы остаются именно в атмосфере нашего города.
Добавим, что вода в Неве, по данным отчета Росгидромета, по итогам 2022 года остается стабильно загрязненной: в ней нашли соединения меди, цинка, железа, марганца и других веществ. А самым экологически неблагополучным притоком главной водной артерии Северной столицы является река Охта.