Сегодня Комитет рассмотрел и рекомендовал к первому чтению важный системный законопроект, устанавливающий новый порядок обращения с медицинскими отходами. Этому предшествовала серьезная подготовительная работа в течение года в рамках группы, в которую вошли депутаты, сенаторы, представители профильных министерств и ведомств.
Прежде всего необходимо было получить объективные данные об объемах и видах медотходов в масштабах страны. На момент начала работы над законопроектом цифры существенно разнились – от 600 тысяч до 6,5 млн тонн в год. Также было много вопросов к «прозрачности» системы. Год назад отраслевая самоорганизация приводила данные, что только 30% утилизируется легально, 40–45% вывозится на нелегальные площадки, а около 20% – «исчезает». Принимать какие-либо решения в условиях такой неопределенности было бы неправильно.
На первом этапе был организован сбор данных о реальных объемах и видах отходов. На основе анализа информации от 5466 медучреждений были получены конкретные цифры по объемам, классам и стоимости утилизации. Установлено, что в среднем за год накапливается 3,086 млн тонн отходов всех классов, из них ¾ – это отходы класса А, утилизация которых сравнима с утилизацией ТКО.
Соответственно, разработанным законопроектом предлагается такие медотходы передавать региональным операторам, которые будут работать с ними по правилам обращения с ТКО.
Отдельные виды медотходов класса Г – например, ртутьсодержащее оборудование или с наличием радиоактивных элементов – будет передаваться специализированному Федеральному экологическому оператору.
С остальными видами медицинских отходов будут иметь право работать только те организации, которые после мониторинга и оценки своей деятельности будут включены в специальный реестр. Медучреждения смогут заключать договоры с операторами исключительно из этого списка.
Планируется, что законопроект будет рассмотрен Госдумой в первом чтении 10 октября.