В Петербурге эксперты обсудят ситуацию со стойкими органическими загрязнителями (СОЗ), одним из источников которых являются выбросы при сжигании илового осадка от канализации. Проблема настолько серьезна, что предполагает выездное заседание координационного совета Общественной палаты РФ.
СОЗ остаются одной из важных проблем, без решения которой невозможно говорить о безопасной окружающей среде. В городе идет рост экологически обусловленных заболеваний.
— Многие напрасно думают, что СОЗ — где-то очень далеко. Например, один из них — ДДТ, с помощью которого раньше усиленно травили насекомых, известен каждому. Еще в 1994 году был составлен список из 12 основных веществ, на опасность которых стоит обратить внимание в первую очередь. Его сразу окрестили «грязной дюжиной». СОЗ обладают общими свойствами. Первое: они стойкие, не поддаются физическому, химическому и биологическому разложению. Как только они оказываются в окружающей среде — они остаются там надолго. Второе: они обладают способностью накапливаться в тканях живых организмов в концентрациях, существенное превышающих аналогичные показатели в окружающей среде. Третье: их способность перемещаться на большие расстояния — прежде всего воздушными потоками. Но они также могут переноситься водными массами или мигрирующими видами животных. Четвертое: их негативное влияние на здоровье и в целом на экосистему, — напоминает Елена Есина, эксперт комитета по экологии и природным ресурсам Государственной Думы РФ.
По словам Марины Мамаевой, заведующей кафедрой общественного здравоохранения и гигиены Санкт-Петербургского института бизнеса и инноваций, ссылающейся на статистику Минздрава, в Петербурге за 20 лет детская заболеваемость патологиями органов дыхания выросла в 1,8 раза. Доходит до того, что иногда родителям, дети которых страдают тяжелой формой бронхиальной астмы, врачи советуют переехать в экологически более благополучный регион — и на новом месте жительства симптомы заболевания исчезают. Также очень тревожна ситуация с онкозаболеваемостью, в том числе у детей. Если у взрослых она за период с 2001 по 2019 год выросла более чем в два раза (в Москве всего на 14 процентов), то среди детей до 14 лет — более чем в пять раз (в Москве — на 70 процентов).
— В Петербурге источников СОЗ — несколько. Прежде всего — три завода по сжиганию илового осадка от канализации. Ученый с мировым именем, эколог, член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данильян, утверждает, что основной источник СОЗов в городах — это как раз такие заводы. Второй аспект — горящие мусорные свалки. Третий: сжигание мусора — представителями ЖКХ в пухто на площадках, дачниками — на шести сотках. Четвертый: свою лепту вносят предприятия, в том числе сферы обслуживания, транспорт, — отметил Семен Гордышевский, председатель совета ООО «Экологический союз».
Он считает: что касается сжигания илового осадка — то проблему можно постепенно решить, заменяя технологию сжигания на анаэробное сбраживание (то есть ферментацию без кислорода). Конечно, не сразу, а по мере замены устаревающего оборудования.
— Положительный пример — Москва. В 90-х годах столица выбрала анаэробное сбраживание. Используемая в Северной столице технология сжигания ведет к появлению золы, содержащей СОЗы, — отмечает Гордышевский.
Причем мониторинг многих СОЗов, в том числе диоксинов и фуранов, обладающих высочайшей токсичностью и сильнейшим образом воздействующие на иммунную и эндокринную системы, сложный процесс. Нужно высокоточное оборудование.
— Заводы по сжиганию илового осадка, свалки и прочие объекты, где происходит сжигание, расположены близко к городу, и поэтому выбросы воздействуют на большое число людей, — говорит Есина.
Экологи считают: при грамотном подходе риски здоровью от СОЗов можно значительно снизить. Ну и конечно нужно создать межведомственную рабочую группу по изучению вопросов СОЗ в Петербурге и выполнением международных соглашений, с ними связанных.
Мнение
Александр Старцев, международный эксперт-эколог:
— Нужно проанализировать все источники химзагрязнений. Начиная с того, что к нам завозится огромное количество разной химии, которая никак не контролируется ни по видам, ни по классам опасности, ни по объемам. То есть непонятно, что завозится, как используется, сколько и как хранится на складах. Если учесть, что предприниматели часто стараются сэкономить, то берут они товар подешевле и, возможно, более токсичный. Так что первопричина — отсутствие должного контроля за перемещением и использованием химвеществ. Был десять лет назад разработан проект подобного закона о контроле. А что касается илового осадка — считаю, что пожар на достаточно большой территории, то же сжигание мусора — гораздо опаснее.