Одежду следует максимально сохранять в обороте, ремонтировать, развивать сервисы аренды, а уже устаревшую направлять в секонд-хенды, такой объем в международной практике составляет не менее 40%. И только при полной утрате потребительских свойств она может быть утилизирована механическим или химическим путем. Об этом рассказал советник генерального директора по специальным проектам Российского экологического оператора Георгий Петришин на площадке «Экономично = Экологично». Совещание на тему «Отходы текстиля и обуви, ФККО» провела Ассоциация содействия экономике замкнутого цикла «Ресурс».
«Важно идти по принципу максимального снижения объема образования таких отходов и повторного использования, чтобы вещи находились как можно дольше в обороте и только в крайнем случае уже уходили на утилизацию — механическую или химическую переработку. Поэтому специальный код для таких отходов однозначно нужен», — отметил Георгий Петришин.
По его словам, пост-потребительские отходы текстиля, как минимум, в объеме 40% должны уходить на секонд-хенд, несмотря на то, что они пригодны для ветоши. «Какой смысл терять добавленную стоимость и обесценивать первичные ресурсы, которые были затрачены для производства этой одежды, если ее можно направить на секонд-хенд», — указал он.
По итогам совещания Петришин предложил направить доклад с предложениями по необходимым мерам в Минприроды РФ и Правительство РФ, а также совместно с участниками совещания подготовить проект резолюции.
В ходе дискуссии обсудили особенность включения нового отхода в ФККО, трудности и проблемы для включения, а также возможные решения.
«При оформлении актов утилизации в рамках расширенной ответственности производителей (РОП) необходимо корректно идентифицировать наименование отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО). Неправильное отнесение несет за собой существенные риски. Сейчас ситуация такова, что у отходов одежды от населения нет соответствующего кода ФККО. Вследствие чего возникают препятствия для корректного оформления документации при утилизации таких отходов. При этом они занимают основную долю в структуре отходов текстиля и обуви», — сообщил генеральный директор РЭО Денис Буцаев.
На базе «Ресурса» представители РЭО обсудили с участниками отрасли сложности добавления нового наименования отхода в ФККО.
«Текстильная тема находится на межведомственном, межотраслевом стыке. С точки зрения отраслевой и ведомственной ответственности, каждый отвечает за какой-то свой кусочек, а с точки зрения, использования всей палитры и мер поддержки и каких-то возможностей по размещению боксов для сбора текстиля в статусе нестационарных объектов, момента перехода в статус отхода и особенностей учета этой деятельности — обычно в регионе нет такого единого органа. Мы понимаем, что здесь нужны будут межведомственные взаимодействия. Регионы проявляют заинтересованность в организации обращения с текстилем в формате полного цикла — и повторного использования, и утилизации невостребованных фракций в статусе отхода. Главная цель — сократить полигонное захоронение текстиля. Наша задача — „расшить“ узкие места»», — сказала исполнительный директор Ассоциации содействия экономике замкнутого цикла «Ресурс» Валерия Гулимова.
Она отметила готовность обсуждать конкретные пути, как это сделать, и со стороны бизнес-сообщества, и надзорных органов, и регулятора. Именно поэтому такие мероприятия крайне важны, они будут продолжены, добавила Гулимова и попросила всех направлять свои предложения.
Мероприятие проходило 13 ноября в смешанном формате (очно и онлайн).