С 2024 года в России могут запретить пять видов пластиковой упаковки, а к 2030 году это число может увеличиться до 20. Такие планы содержатся в федеральном проекте «Экономика замкнутого цикла». Исследования ученых показали, что сейчас за неделю в организм человека проникает такое количество пластика, какое необходимо для выпуска банковской карты.
Дискуссии о необходимости максимально сократить использование пластика в повседневной жизни идут уже много лет. Некоторые страны на законодательном уровне отказываются от использования полиэтиленовых пакетов, пластиковой упаковки. В нашей стране тоже планировалось ввести запрет сначала на импорт, а затем и на использование одноразовой пластиковой посуды в 2023-2024 годах, но пока решение не принято. Между тем ученые накапливают все больше данных о влиянии микропластика на организм человека и его потенциальных угрозах.
«До сегодняшнего дня мы не можем делать однозначные выводы, исследования продолжаются, знания накапливаются.
Но есть все основания считать, что уже доступная нам информация несоизмерима с масштабами проблемы. Сейчас это глобальный загрязнитель», — рассказал «РГ» старший научный сотрудник лаборатории пищевой токсикологии и оценки безопасности нанотехнологий «ФИЦ питания, биотехнологии и безопасности пищи» Владимир Шипелин.
Каждый день в мире производится около миллиона тонн пластика, и почти половина объема — это одноразовая упаковка, которая после использования быстро превращается в пластиковый мусор. Он накапливается в земле, реки выносят его в океаны, а под влиянием воды, бактерий, перепада температур и ультрафиолетового излучения он распадается до мельчайших частиц — микро- и нанопластика. И загрязняет все вокруг, включая атмосферный воздух. Мониторинг воздушных масс в обсерватории Пик-дю-Миди, расположенной во французских Пиренеях на высоте почти 2,9 тыс. метров, показал, что микропластик обнаруживается во всех пробах аэрозолей. Получается, в организм человека он попадает и с воздухом, и с водой, но также и с едой, потому что встраивается в пищевые цепочки.
«В Германии, например, по экспертным оценкам, на каждого жителя приходится 2,5 килограмма микропластика в год. Это не только разложившийся мусор, но и то, что образуется механическим путем, — например, при истирании автомобильных покрышек, при стирке синтетической одежды. Более того, микропластик в виде мельчайших гранул используется при производстве косметики — его как абразив добавляют в скрабы и зубную пасту. По большому счету ограничивать себя мы пока не научились — пластиковая тара удобнее, легче и дешевле стелянной или из других природных материалов», — пояснил Шипелин.
Загрязнение действительно становится тотальным. Команда ученых из МГУ им. Ломоносова уже несколько лет изучает загрязнение Байкала. Как рассказал старший научный сотрудник кафедры общей экологии и гидробиологии биофака МГУ Михаил Колобов, за последние пять лет количество микропластика в поверхностных водах озера выросло в 1,5 раза.
Каким образом микропластик попадает в организм человека? Какие источники наиболее значимые?
«Это рыба и морепродукты, в особенности те, что мы едим целиком — анчоусы, килька, креветки, — не удаляя кишечник, где микропластик накапливается в первую очередь. С одной порцией такого деликатеса можно получить несколько микрограммов пластика. А если говорить о моллюсках, которые пропускают через себя огромные массы воды, то с 225 граммовой порцией мидий можно съесть до 900 частиц массой 7 микрограммов, — говорит Владимир Шипелин. — Микропластик присутствует и в питьевой воде, особенно бутилированной. Но и водопроводную воду нужно фильтровать — ведь источники водоснабжения содержат микропластик, да и многие сейчас используют полимерные трубы. Одним из источников является соль, которую вываривают из большого объема воды. Поэтому лучше использовать каменную».
Ученые накапливают все больше данных о влиянии микропластика на организм человека и его потенциальных угрозах
В быту мы окружены пластиком, используем его бездумно и «без тормозов». Но, например, используя бутылку из-под минеральной воды несколько раз, получаем очередную порцию микрочастиц — и потому что материал, из которого она сделана, начинает разлагаться на свету, и из-за мельчайшей полимерной пыли, образующейся от трения при каждом завинчивании пробки.
«Резонанс вызвала недавняя история — исследования подтвердили, что при заваривании чая в пакетиках в чашку попадает несколько тысяч микрочастиц. В том числе когда мы пользуемся нейлоновыми «пирамидками», в которые расфасовывают элитные дорогие сорта. То же самое — порционные пакетики для варки круп. Они удобны, потому что крупа не прилипает к дну кастрюли, но каша получается с добавкой пластика. Еще пример — экспресс-питание. Мало того, что готовая еда расфасована в пластиковые контейнеры, так нам еще и разогревать ее предлагают прямо в них, хотя не все из них для этого предназначены», — отмечает Владимир Шипелин.
Еще несколько лет назад предполагалось, что микропластик наносит основной урон желудочно-кишечному тракту. Но вот три года назад в журнале Environment International была опубликована статья, которая произвела эффект разорвавшейся бомбы: впервые микропластик обнаружили в плаценте, причем он присутствовал в тканях как матери, так и плода. Нынешним летом тот же журнал обнародовал не менее тревожные данные: ученые из Нидерландов использовали особый высокочувствительный метод для обнаружения мельчайших частиц нескольких полимеров — и нашли по меньшей мере один из них в крови 17 человек из 22 участников исследования. «Концентрация в среднем для всех образцов составила 1,7 микрограмма на миллилитр крови», — сообщается в публикации.
В ВОЗ еще четыре года назад призвали активнее заниматься изучением возможного воздействия микрочастиц полимеров на здоровье человека. «Нам срочно требуются более глубокие знания о воздействии микрочастиц пластмасс на здоровье, поскольку эти частицы присутствуют везде, в том числе в воде, которую мы пьем», — пояснила тогда доктор Мария Нейра, директор департамента ВОЗ по общественному здравоохранению, окружающей среде и социальным детерминантам здоровья.
За последние годы опасения, что «нейтральный» пластик может приводить к всевозможным нарушениям в организме, только усилились.
Специалисты не исключают, что нанополимеры способны проникать в головной мозг человека
В аналитическом обзоре, подготовленном учеными «ФИЦ питания и биотехнологии», обсуждается вероятность нейротоксичности микро- и наночастиц, их негативного влияния на нервную систему человека. На основании мировых исследований наши специалисты не исключают, что распавшиеся до стадии «нано» полимеры способны преодолевать гематоэнцефалический барьер и проникать в мозг. И нельзя назвать такие допуски слишком смелыми — потому что мельчайшие из частиц нанопластика сопоставимы по размеру с вирусами.
А совсем недавно стал известен еще один факт. Ученые Род-Айлендского университета провели эксперимент: мышей поили водой и кормили едой, содержащей микропластик, и наблюдали за их состоянием. Тесты показали изменения в поведении животных: мыши перестали адекватно реагировать на опасность. Ученые обнаружили микропластик в разных органах мышей, в том числе в головном мозге (результаты исследования опубликованы в International Journal of Molecular Sciences). Конечно, мышь — это не человек. Но, согласитесь, выводы ученых совсем не утешают.
7 микрограммов плаcтика можно съесть с порцией мидий
«Модельные работы по изучению прохождения микрочастицами межклеточных барьеров показали: уже при размере 5 микрон — а это не самый мелкий микропластик — он проникает в клетки», — констатирует Шипелин.
Одна из задач, которая стоит перед наукой — определить референтные безопасные уровни присутствия микропластика в пище и питьевой воде. Но это длительная и кропотливая работа. На первом этапе предстоит разработать методы оценки и регламенты, на которые должны будут ориентироваться и производители, и контролирующие структуры. Эти проблемы обсуждались на всероссийском конкрессе «Нутрициология и и диетология для здоровьесбережения России», только что завершившегося в Москве. Но уже сейчас понятно: нужно стараться свести к минимуму использование пластика, заменяя его где только возможно разлагаемыми продуктами. Ограничения по использованию одноразовой тары предполагалось ввести в России в 2023-2024 годах. Но сроки, судя по всему, отодвигаются. Как сообщил в интервью «РГ» министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов, начать — в порядке эксперимента — планируется с Байкала. В Госдуме рассматривается законопроект, который вводит запрет на оборот одноразового пластика рядом с озером.
«Когда документ будет принят, это позволит отработать на одной из наиболее чувствительных природных территорий механизм предотвращения попадания одноразового пластика в окружающую среду. Этот опыт ляжет в основу регулирования сокращения пластикового загрязнения и на других особо ценных природных территориях», — сообщил министр, отметив, что для плавного введения ограничительных мер потребуется большой переходный период. Это позволит всем участникам подстроиться под новые правила.
Пока же власти только вникают в проблему, внести свою небольшую лепту — а заодно и поберечь свое здоровье — может каждый из нас.