Около 1,5 тысячи компаний, чьи производства относились к наиболее опасным, за последние четыре месяца сменили категорию на более мягкую, сообщили «РГ» в Росприроднадзоре. Ведомство в следующем году намерено провести массовые проверки обоснованности этих изменений.
Срок подачи документов на комплексное экологическое разрешение (КЭР) у этих компаний заканчивается, и в Росприроднадзоре подозревают, что предприятия тем самым пытаются избежать процедуры получения КЭР и затрат на модернизацию производства.
В 2014 году был принят федеральный закон, по которому каждому из объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) присваивали определенную категорию. К первой, самой опасной, относятся компании по добыче и переработке угля, нефти, газа, металла и прочих ископаемых, металлообработка, производства тепло- и электроэнергетики, предприятия по переработке и утилизации отходов (в том числе опасных), производства пестицидов и химических удобрений, компании по изготовлению лекарственных препаратов и так далее.
Из 5 тысяч компаний разрешение получили только 349
Согласно принятому в 2019 году закону компании первой категории должны до 31 декабря 2024 года подать заявку на комплексное экологическое разрешение (КЭР). Документ содержит обязательные требования ко всем составляющим сразу: сбросам в воду, выбросам в воздух, образованию отходов производства и обращению с ними. Это необходимо для проведения мониторинга и контроля за сокращением выбросов опасных веществ.
Но так как вся модернизация будет происходить за деньги производств, энтузиазма у бизнеса эти разрешения не вызывают. В цифрах это выражается так: более 5 тысяч предприятий с 2019 года до конца 2024 должны заниматься получением КЭР, но на 24 ноября 2023 г. этот документ получили только 349 компаний, что меньше 6%.
В сентябре вице-премьер Виктория Абрамченко поручила ведомствам ускорить работу по выдаче КЭР. «К сожалению, за прошедшие пять лет менее трети предприятий, из списка наиболее загрязняющих, провели необходимую работу и получили комплексные экологические разрешения. Граждане в промышленных центрах требуют чистого воздуха и очищенных стоков. И, конечно, бизнес должен соблюдать требования природоохранного законодательства. Контрольно-надзорные органы, в свою очередь, должны быть клиентоцентричными и быстро оказывать госуслуги. По комплексным экологическим разрешениям государство уже предоставило отсрочку бизнесу на два года, дальнейший перенос сроков не обсуждается», — отметила Абрамченко.
Ранее с просьбой о переносе срока на конец 2026 года к вице-премьеру обратился президент РСПП Александр Шохин. В письме он ссылался на технические недоработки и избыточные требования. о данным РСПП, всего с 2019 года до конца июля 2023 года было подано 653 заявки на выдачу КЭР, одобрено 219, отказано в выдаче 303 заявкам.
Но бизнес нашел другой путь — смена статуса на менее опасный.
«Объектов первой категории стало меньше на 20% за четыре месяца. Это примерно 1,5 тыс. объектов», — рассказала «Российской газете» глава Росприроднадзора Светлана Радионова. Она отметила, что те компании, которые сделали это законно и по всем правилам, никаких претензий со стороны контролирующего органа иметь не будут.
«Если мы вернем обратно хотя бы 100 компаний, я думаю, это будет большой успех. На сегодняшний момент они сделали то, что возможно. Многие сделали это законно, некоторые, мне кажется, переоценили свои силы», — сказала Радионова. Будем разбираться, добавила она.
Радионова также отметила, что в следующем году проведет встречи со всеми компаниями, которые должны получить КЭР, и узнает у них срок, когда планируется подача заявлений. Ведомство будет выступать против переносов строков, подчеркнула она.
Эксперт Института экологии НИУ ВШЭ Ирина Тельнова тем не менее считает, что целесообразно снова продлить сроки, а также нужно оперативно доработать регламентирующие документы с экспертным сообществом, чтобы работа пошла лучше.
«Дорогая разработка, чрезвычайно сложный порядок согласования КЭР и неясная перспектива — большое количество немотивированных отказов, безусловно, не добавляют бизнесу энтузиазма в их оформлении. Когда регулятор накладывает новые обязательства на бизнес и объявляет новые правила игры, разработка подобных законопроектов должна быть с бизнесом в диалоге. Поэтому все претензии РСПП, высказанные ранее по поводу КЭР, выглядят вполне обоснованными. Даже при самых отптимистичных сценариях, исходя из темпов получения разрешений и объема компаний, которым они необходимы, выполнение планов регулятора выглядит фантазийным», — отметила она.
Как отмечает председатель Общественного совета при минприроды Александр Закондырин, компании стараются не делать программы повышения экологической эффективности, которые необходимы для получения КЭР, поскольку считают, что это приведет к дополнительным обязательствам и финансовой нагрузке.
«Многие проекты невозможно осуществить в условиях санкций и технологических ограничений, российских технологий практически нет. Поэтому компании оттягивают получение документа. Сейчас нужно адаптировать правила получения КЭР под реальные условия (технологические возможности), тогда будут заявки», — отметил Закондырин.
Он говорит, что сроки по получению КЭР надо перенести, пока действуют санкции и нет технологических решений. Ведь зачем компании брать на себя обязательства по реализации многомиллиардной невыполнимой в нынешней ситуации программы, чтобы потом получить штрафы и санкции от государства? Хотя санкции за работу без КЭР тоже есть, и весьма серьезные — штрафы для компаний и менеджмента, а также коэффициенты 100 и 25 к плате за негативное воздействие на окружающую среду и размещение отходов.