Есть четыре основные сферы, в которых уже сегодня муниципалитеты могут предпринимать конкретные действия
Изменение климата влияет на качество жизни в современных городах, и Россия – не исключение. Карта, созданная «Институтом экономики города» на основе данных индекса качества жизни от ВЭБ.РФ и «Росгидромета», показывает, что за последние 50 лет значительно снизилась потребность городов в ресурсах для отопления и повысилась необходимость в ресурсах для охлаждения. Полученные данные также говорят об изменении уровня воды в природных водоемах в городской черте. Где-то происходит подтопление, где-то, наоборот, вода уходит. Есть разные мнения относительно антропогенной природы этих изменений, но факт остается фактом: все эти процессы влияют на городскую инфраструктуру и развитие бизнеса. Особенно новые вызовы актуальны для градообразующих предприятий и крупных компаний, у которых есть программа поддержки территорий присутствия.
В связи возникает вопрос: как города и городской бизнес могут отвечать требованиям зеленой повестки уже сейчас? Существуют разные концепции. Это введение стандартов ESG, устойчивого развития, низкоуглеродного развития, «умного» города, экономики замкнутого цикла, повышения энергоэффективности зданий, зеленого строительства, компактного города, N-минутного города и т.д. И корректно эти концепции рассматривать в комплексе. Но проблема в том, что на федеральном уровне за их потенциальную реализацию часто отвечают разные органы исполнительной власти, и не всегда с ними удается выстроить взаимодействие.
Тем не менее, есть четыре основные сферы, в которых муниципалитеты уже сегодня даже в рамках действующих ограничений могут самостоятельно предпринимать конкретные действия. Прежде всего, это экологизация транспортной системы. Она включает в себя технологическое переоснащение общественного транспорта в целях его перевода на экологичные источники энергии, развитие пригородного и внутригородского железнодорожного транспорта, стимулирование перехода на экологически чистый личный транспорт. Далее – развитие экономики замкнутого цикла. Сюда входит поддержка коммерческих проектов, работающих на развитие циркулярной экономики, сокращение объема генерируемых отходов, повышение доли перерабатываемых и вторично используемых отходов в общем их объеме, анализ секторов городской экономики на предмет потенциала для вторичного использования отходов, а также ведение публичного реестра отходов, образующихся на предприятиях города. Развитие зеленой энергетики подразумевает минимизацию потерь энергии и воды в коммунальном хозяйстве, увеличение доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и низкоуглеродных видов топлива в городском энергетическом балансе, повышение энергоэффективности зданий и сооружений, в том числе в рамках партнерства с энергосервисными компаниями. И, наконец, развитие городского садоводства и городского сельского хозяйства, что предполагает выделение земельных участков в черте города местным жителям под ведение сельского хозяйства, а также развитие вертикального садоводства.
Я бы выделил несколько инструментов, которые помогут эффективно внедрять изменения в этих сферах. Во-первых, это проведение балансовых расчетов. Как строить эти расчеты – отдельная, развивающаяся с точки зрения методологии тема. Но уже можно сказать, что органам местного самоуправления будет сложно их сделать без взаимодействия с бизнесом, а между тем именно балансовые расчеты в соответствии с указом президента являются одним из основных инструментов стратегического планирования регионов РФ. Во-вторых, необходим мониторинг экологической ситуации. В-третьих – экологизация межмуниципального сотрудничества: очень часто экологические проблемы возникают на границах муниципальных образований. При этом каждый на своей территории пытается достичь определенных показателей, не замечая, какой эффект это может оказать на территории соседей. Особенно этот инструмент актуален для городских агломераций.
Отмечу такой инструмент как экологизация муниципальных закупок. Изменений в этой сфере мы будем ожидать в ближайшие годы вследствие расширения списка экологических требований к участникам закупок и к самим закупкам. Это, в том числе, касается муниципально-частного партнерства, концессионных соглашений. Статье 32 ФЗ №44 предусматривает возможность применять при оценке заявок на закупки экологические критерии. Они могут отражаться в требованиях к объекту закупки, к квалификации поставщика, а также в заключении контрактов жизненного цикла, которые позволяют муниципалитетам управлять экологическими рисками, связанными с каждым этапом жизненного цикла продукции.
Важно также вовлечение местных сообществ в реализацию зеленых проектов. В этой сфере уже существует огромное количество успешных практик – от вовлечения населения в проекты по благоустройству территорий до квотирования и расставления приоритетов в рамках проектов инициативного бюджетирования со стороны местных сообществ и органов территориально-общественного управления.
Можно ожидать, что именно экологические критерии будут все чаще использоваться как основание для предоставления налоговых льгот субъектам бизнеса. Такая практика уже реализована в одном из региональных центров России – в Вологде. Среди российских городов Вологда первая утвердила собственный экологический стандарт. Местный бизнес может присоединиться к нему на добровольной основе, исходя из своих долгосрочных интересов и интересов социальной ответственности. Сегодня это сделали уже 30 вологодских проектов, и в проектный офис входят как представители администрации города, так и представители общественности и бизнеса. Это только одна из возможных практик, но она уже показывает себя, и другие регионы могут ее перенимать.