В столице Саудовской Аравии Эр-Рияде проходит форум «Полезные ископаемые будущего» (Future Minerals Forum), в котором принимает участие делегация министерства природных ресурсов и экологии России. В ходе круглого стола глава Минприроды России Александр Козлов предложил создать совещательную площадку при участии России, стран Африки и Ближнего Востока по вопросам разведки, добычи и переработки критических видов минерального сырья в целях координации деятельности в области освоения минеральных ресурсов.
«Россия, Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт, Оман, Катар, Сирия, ОАЭ, Йемен и Бахрейн – лидеры мирового энергетического сектора. Вместе наши страны контролируют свыше половины мировых запасов нефти и природного газа. Мы обеспечиваем 53% мировых поставок нефти и 26% газа. Эта ситуация будет сохраняться и дальше. Однако меняющийся в мире технологический уклад создаёт объективную необходимость новой площадки, аналогичной нефтяному OPEC, и в отношении твёрдых полезных ископаемых. На этой площадке возможна эффективная координация наших усилий и выработка совместной технологической политики в области управления «минералами будущего». Уверен, что наша совместная работа обеспечит рост экономик и благосостояние наших граждан», — сказал министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.
По данным международных и российских экспертов, с каждым годом будет увеличиваться потребление батарейных металлов, металлов для производства проводников, водородной и солнечной энергетики. Так, бурный рост к 2030 году будет у меди, графита, кобальта, а прогноз на потребление лития увеличится в семь раз. При этом в России есть 17 месторождений лития мирового класса, готовятся к открытию новые центры переработки сырья в карбонат и гидроксид лития, реализуется проект полного технологического комплекса от добычи до производства литий-ионных ячеек, готовых батарей и электротранспорта.
«Россия является мировым сырьевым лидером. Мы обеспечиваем 27% мирового производства металлов платиновой группы, контролируем 22% мировых запасов никеля, 13% кобальта, 15% титана, 12% вольфрама, 9% меди, 4% редких земель и графита. Список длинный: в России есть практически все критические металлы. И мы стремимся формировать максимально длинные цепочки их переработки, вплоть до выпуска конечной продукции. Мы готовы делиться опытом и помогать нашим партнёрам. Россия открыта для всех вариантов сотрудничества. Мы можем не просто заниматься разведкой минерального сырья и его добычей, мы готовы к двустороннему трансферу технологий, и рассматриваем это партнёрство, в первую очередь, как технологическое», — заявил Александр Козлов.
Так, например, Россия обладает крупной сырьевой базой редкоземельных металлов, которая может обеспечить текущее мировое потребление на период более ста лет. Созданы технологии получения разделенных оксидов редкоземельных металлов, строятся промышленные комплексы, на которых будут производиться редкоземельные металлы, включая наиболее востребованные рынком «магнитные» — празеодим, неодим, диспрозий. Также из руд российских месторождений ежегодно производится 160 тысяч тонн никеля и около пяти тысяч кобальта. Это третье место в мире по производству таких металлов. Вся добываемая руда перерабатывается в металлы и их соединения. К тому же Россия – одна из немногих стран, обладающая полной цепочкой переработки урана – от руды до ядерного топлива. Имея 8% мировых запасов, страна обеспечивает 35% мирового производства обогащённого урана, и занимаем треть мирового рынка топлива для АЭС.