Развитие Арктики (а это стратегический приоритет государственной политики РФ) обязательно должно идти в связке с сохранением экосистемы территории. Тезис бесспорный. Другое дело, что четкой дорожной карты действий еще нет. И стоит поторопиться ее создать.

Российская Арктика — это 4,8 миллиона квадратных километров, 28 процентов площади страны, богатейшие запасы природных ископаемых. Ключевой элемент арктической транспортной системы — Северный морской путь, самая короткая дорога из Европы в Азию, дающая возможность доставки углеводородного сырья на отечественный и международный рынки, важный фактор жизнеобеспечения арктических регионов (северный завоз).

Понятно, что арктические недра нужно осваивать, а главный драйвер развития Севморпути — увеличение объема грузоперевозок. То есть расширять масштабы промышленной деятельности необходимо. Но реализация крупных бизнес-проектов, да еще на фоне происходящих и прогнозируемых климатических изменений, может нести риски для хрупкой природы Севера.

- Реклама -

При этом нельзя забывать, что Арктика — территория мирового значения. Например, на одной из сугубо «арктических» конференций я встретил делегата из Индии. Спрашивается, что он там делал? Да очень просто: у них от изменений в Арктике зависит урожай.

Экологических рисков в акватории СМП и на прилегающих территориях достаточно много. Вот основные: разлив топлива (нефти, метанола, аммиака, водорода, СПГ), выбросы парниковых газов от судоходства, аварии при реализации проектов по недропользованию и развитию минерально-сырьевой базы, радиационное загрязнение отработанным ядерным топливом и радиоактивными отходами.

Негативное влияние на экологическую безопасность территории оказывают и другие факторы — хозяйственная деятельность человека, рыбный промысел (легальный и нелегальный), световое и химическое загрязнение среды, а также засорение водных объектов микропластиком. Губительными для уникальной арктической фауны могут стать нарушение и сокращение местообитаний зверей и птиц, изменение миграционных стоянок и кормовой базы.

Я уже не говорю о накоплении отходов, формирующихся при осуществлении северного завоза (например, тары и упаковки от завозимых грузов, в том числе топливных).

Риски можно перечислять долго. Важно другое — можно ли их минимизировать?

Можно. Например, надо разработать руководство по ответственному судоходству в акватории СМП. Оно должно включать определение оптимальных маршрутов прохождения судов, требование к снижению их скорости в определенных районах, и даже создание базы данных о встречах с морскими млекопитающими в арктических морях России для обмена этой информацией между судами в режиме реального времени.
За последние 20-30 лет температура мерзлотных грунтов в Арктике поднялась на 0,5-2 градуса

В единой системе государственного экологического мониторинга необходимо сформировать подсистему «Государственный мониторинг в акватории СМП». Для утилизации отработавшего ядерного топлива и реабилитации территорий понадобятся суда обслуживания объектов использования атомной энергии в Арктике.

Очень большое значение имеет модернизация флота с переходом на экологически чистое топливо, а также установка мобильных комплексов для ликвидации аварийных разливов нефти и водолазных систем на атомные ледоколы.

Конечно, обязательно, на мой взгляд, совершенствование законодательства в сфере охраны окружающей среды. Так, чтобы оно, например, включало требование по распространению мониторинга и системы контроля выбросов загрязняющих веществ не только на объекты I категории, но и на «менее опасные». Кроме того, на федеральном уровне должны быть прописаны и другие требования: по созданию постов наблюдения в зоне перегрузки пылящих грузов, а также по их перевалке и хранению в границах населенных пунктов только закрытым способом. Наконец, надо разработать методику расчета «пыли каменного угля» от стационарных неорганизованных источников выбросов.
По подсчетам экспертов, совокупный экономический ущерб от деформации и разрушения зданий и сооружений в Арктической зоне может достичь пяти триллионов рублей в нынешних ценах

Одна из сильнейших климатических угроз для нашей страны — таяние вечной мерзлоты. Процессы изменения климата на Севере идут быстрее, чем в других частях планеты. Ученые отмечают, что за последние 20-30 лет температура мерзлотных грунтов в Арктике поднялась на 0,5-2 градуса, это увеличило глубину подтаивания порой до 40 сантиметров.

Переход вечной мерзлоты в нестабильное состояние (то самое таяние) влечет за собой снижение несущей способности грунтов. По подсчетам экспертов, совокупный экономический ущерб от деформации и разрушения зданий и сооружений в Арктической зоне может достичь пяти триллионов рублей в нынешних ценах.

К сожалению, сегодня у нас недостаточно развита сеть мерзлотных наблюдений для мониторинга температур и свойств грунтов. И что не менее важно — нет межведомственной системы государственного комплексного мониторинга и управления состоянием вечной мерзлоты. А она нужна, очень нужна. И в процессы взаимодействия в такой системе должны быть включены самые разные министерства и ведомства. Эксперты ФАНУ «Востокгосплан» разработали конкретные предложения, как это сделать. Я очень надеюсь, что они будут рассмотрены и приняты.

Пожалуйста, оцените материал:
[Общий: 0 Средний: 0]