Как в России решают проблемы переработки отходов
Как достичь поставленных целей мусорной реформы, что мешает их реализации, и какова сегодня ситуация с раздельным сбором отходов и инфраструктурой их переработки – в материале «Ведомости. Экология» при участии экспертов.
Цели и планы
Через пять лет в России весь мусор должен будет сортироваться, а более трети твердых коммунальных отходов (ТКО) отправляться на переработку для повторного использования в качестве сырья. И только 50% мусора попадет на полигоны для захоронения. Таковы планы на 2030 г., заявленные в нацпроекте «Экология». Реформа отрасли обращения с отходами в России стартовала 1 января 2019 г. Тогда на сортировку попадало 14% мусора, перерабатывалось 8,%, а на захоронение отправлялось 87% всего объема. Сейчас в стране сортируется 52,7%, на утилизацию попадает 12,7 %, а захоранивается 80,5% ТКО. Такова статистика Российского экологического оператора (РЭО) по итогам 2023 г.
Основная часть отходов находится на временных площадках и отправится на захоронение, как только будут созданы современные полигоны для приема отходов, рассказал генеральный директор РЭО Денис Буцаев. К 2030 г. планируется сократить количество используемых полигонов почти в два раза, уточнил он.
Кроме того, к 2030 г. будут построены 400 предприятий по переработке отходов для создания экономики замкнутого цикла. Об этом напомнила заместитель председателя правительства Виктория Абрамченко на совещании президента России с правительством в середине марта 2024 г. Всего предстоит запустить восемь экопромышленных парков для утилизации отходов. Шесть таких объектов уже строятся в Московской, Ленинградской, Нижегородской, Челябинской, Новосибирской областях и Ставропольском крае.
Чтобы переработать, надо отсортировать
Достичь заданных в нацпроекте показателей можно только при условии раздельного сбора мусора, а также модернизации мощностей по его обработке, отмечают эксперты.
«Раздельный сбор – неотъемлемая часть всей системы обращения с ТКО, – объясняет Буцаев. – Он помогает отбирать наиболее пригодную для переработки фракцию. Важно, чтобы сдаваемое вторсырье было чистым и сухим. Благодаря раздельному сбору ТКО и их последующей сортировке на предприятиях снижается количество захораниваемых отходов. Домашняя сортировка должна войти в привычку россиян, чтобы мы оперативно могли получать вторсырье для его утилизации, когда будут построены все необходимые мощности».
По данным РЭО, контейнеры для раздельного накопления отходов (РНО) установлены в 78 субъектах РФ. На данный момент их насчитывается порядка 327 000. Из них 45 000 было расставлено в 2023 г. В 17 регионах внедряется пофракционный сбор ТКО: устанавливаются контейнеры под сбор отдельных фракций – стекла, пластика, бумаги. В 52 субъектах реализуется двухконтейнерная система сбора отходов, в девяти регионах комбинируются обе системы – двухконтейнерная и пофракционная. В 70 регионах сбор и транспортирование раздельно накопленных отходов до объектов обработки осуществляют региональные операторы. Раздельный сбор мусора доступен для почти 60% населения страны.
«Основными причинами, тормозящими развитие раздельного накопления отходов, являются недостаточность или отсутствие мощностей по обработке ТКО, отсутствие объектов для утилизации выбранных полезных фракций отходов после обработки и недостаточность контейнеров для раздельного накопления», – полагает Буцаев.
Развитию раздельного сбора мешают объективные факторы, считает заместитель генерального директора группы «ЭкоЛайн» Елена Вишнякова. «Путь, который европейские страны прошли за 40 лет, наша страна проходит в форсированном режиме, – отмечает она. – Для развития раздельного сбора отходов по всей стране необходима единая федеральная программа экологического просвещения, единые стандарты и единый центр ответственности, а также очень интенсивная работа, направленная на все целевые аудитории. Пока же результатами может похвастаться только экопросвещение на уровне школьного и дошкольного образования».
В ближайшие несколько лет вопросы инфраструктуры будут полностью закрыты, дело за малым – объяснить пользователям правила сортировки и их необходимость, убеждена эксперт.
Еда, одежда и стекло
Без отлаженной системы раздельного сбора отходов большие сложности возникают на этапе обработке ТКО. «Существуют проблемы с извлекаемостью отдельных видов вторичных ресурсов. К примеру, извлекают стеклотару, но она бьется при прохождении через разрыватели пакетов, и значимый объем вторичных ресурсов теряется в процессе обработки», – отметил Буцаев.
Максимальную долю ТКО составляют органические, то есть пищевые отходы. На них приходится 30-40% всего объема, отмечают в «ЭкоЛайн». «Органические отходы – главная причина ухудшения обстановки вокруг объектов утилизации ТКО, размещение их на полигонах в анаэробных условиях приводит к выделению фильтрата, выбросу газа и постоянному неприятному запаху», – пояснила Вишнякова. Эксперт считает, что необходимо запретить захоронение органической фракции, отдав предпочтение промышленному компостированию. Если реализовать концепцию «сухого полигона», а из органических отходов производить технический грунт, можно на треть сократить объем захоронения, уверена она.
Технический грунт, получающийся в результате такого компостирования, может применяться для рекультивации нарушенных земель. Также его можно использовать для отсыпки откосов автомобильных дорог. «Проводимые в течение трех лет эксперименты показывают, что на техническом грунте очень хорошо растут различные растения, он отлично держит форму и по основным характеристикам не отличается от обычного грунта», – рассказала Вишнякова.
Переработка старых проблем
По данным РЭО, на 2023 г. в стране функционировало около 600 предприятий по утилизации отходов общей мощностью порядка 8,2 млн т. В компании сообщили, что в России не хватает мощностей на 17,6 млн т.
Для развития необходимой инфраструктуры системы переработки мусора в РФ – тех же современных мусоросортировочных комплексов – недостаточно средств, считает управляющий партнер группы компаний EcoPartners Константин Рзаев.
«Объективно низкий тариф и, одновременно, слабое финансирование отрасли государством делают инвестиционную привлекательность отрасли слабой, – объясняет эксперт. – Влияют усложненный и долгий процесс лицензирования, высокая процентная ставка, особенно для долго окупающихся проектов в сфере обращения ТКО».
Инвестиции в отрасль тормозит и по-прежнему существующий в России черный рынок вторичного сырья, добавляет он. Еще один значимый фактор – недостаточная на сегодня локализация оборудования для сортировки и переработки отходов и, при этом, прекращение поставок европейского оборудования, считает Рзаев.
Развитие рынка переработки вторсырья тормозит отсутствие работы с отходами на этапе их образования, добавляет Вишнякова. «Ежедневно на рынок выпускаются тысячи тонн неперерабатываемой упаковки или упаковки, не обеспеченной мощностями по переработке. В решении этой проблемы должна помочь расширенная ответственность производителя (РОП) с ее эффективными мерами по экономическому дестимулированию выпуска неэкологичной упаковки», – считает она.
РОП в помощь
В 2023 г. приняты ключевые изменения в рамках РОП, в частности, введено понятие «утилизация отходов от использования товаров». Оно предусматривает не только вовлечение таких отходов в процесс производства продукции, но и применение вторсырья, полученного из них, напоминают в РЭО. Также постановлением правительства РФ от 29 декабря 2023 г. введен в работу так называемый «конвертер», которой позволяет однозначно определить, какая деятельность является утилизацией отходов от использования товаров.
Сейчас происходит определенная адаптация отрасли утилизации к новым изменениям в рамках РОП. «Предприятия вырабатывают новые стратегии развития с учетом измененного законодательства», – говорит Буцаев. По его мнению, ключевой неопределенностью для предприятий утилизации является установление базовых ставок экологического сбора на среднесрочную перспективу. В 2024 г. в качестве базовых ставок экосбора установлены действующие с 2016 г., которые уже не выполняют свою стимулирующую роль по развитию отрасли утилизации, отмечает эксперт. После изменений базовых ставок в РЭО ожидают инвестиционную активность в части создания новых предприятий по переработке.
До 2030 г. в России планируется реализовать 113 инвестпроектов с мерами поддержки РЭО, всего будет создано 316 объектов. Общий объем инвестиций предварительно оценивается в 300 млрд руб., доля участия РЭО в их льготном финансировании может составить до 270 млрд руб.