Татьяна Едовина — о том, как «зеленеет» глобальная конкуренция

Экологическая повестка во всем мире обретает все более выраженные экономические очертания: если раньше основным пунктом подобных обсуждений считался пограничный углеродный налог, то теперь страны все активнее интересуются объемами субсидирования новых отраслей. Напомним, с 1 октября 2023 года импортеры в ЕС начнут отчитываться об углеродном следе их продукции (во время переходного периода учитываются только прямые выбросы парниковых газов). Сейчас регулирование охватывает шесть позиций: цемент, железо и сталь, электроэнергия, алюминий, удобрения и водород. Полное же внедрение механизма в ЕС рассчитано на 2026 год. С этого момента постепенно отменяются бесплатные квоты в рамках системы торговли квотами для секторов, в которых вводится налог,— импортеры должны будут приобретать сертификаты по биржевым ценам. Введение налога затрагивает не только прямых поставщиков этой продукции, но и поставщиков сырья и энергии для экспортеров в ЕС. Российские компании, несмотря на действие санкций и резкое сокращение экспорта, по оценкам аналитиков (см. «Ъ» от 19 сентября 2023 года), останутся крупными плательщиками налога.

Экологическая повестка во всем мире обретает все более выраженные экономические очертания: если раньше основным пунктом подобных обсуждений считался пограничный углеродный налог, то теперь страны все активнее интересуются объемами субсидирования новых отраслей. Напомним, с 1 октября 2023 года импортеры в ЕС начнут отчитываться об углеродном следе их продукции (во время переходного периода учитываются только прямые выбросы парниковых газов). Сейчас регулирование охватывает шесть позиций: цемент, железо и сталь, электроэнергия, алюминий, удобрения и водород. Полное же внедрение механизма в ЕС рассчитано на 2026 год. С этого момента постепенно отменяются бесплатные квоты в рамках системы торговли квотами для секторов, в которых вводится налог,— импортеры должны будут приобретать сертификаты по биржевым ценам. Введение налога затрагивает не только прямых поставщиков этой продукции, но и поставщиков сырья и энергии для экспортеров в ЕС. Российские компании, несмотря на действие санкций и резкое сокращение экспорта, по оценкам аналитиков (см. «Ъ» от 19 сентября 2023 года), останутся крупными плательщиками налога.

- Реклама -

Китай, где «зеленое» регулирование развивается не менее бурно, чем в ЕС, и сам стал объектом критики из-за поддержки отраслей, связанных с производством солнечных панелей, аккумуляторов и электромобилей. В прошлом году страна, вероятно, стала крупнейшим автоэкспортером, поставив за рубеж более 5 млн автомобилей и впервые опередив по этому показателю Японию. Еще в 2020 году Китай занимал шестую строчку, экспорт же американских автомобилей, напротив, сокращается — знаковым стало и лидерство китайской BYD по выпуску электромобилей (суммарное производство электромобилей в Китае в прошлом году превысило 8 млн — это 46% год к году).

Столь резкий рост привлек внимание американского Минфина — во время недавней поездки в Китай глава ведомства Джанет Йеллен заявила, что субсидирование этих отраслей снижает выпуск в других странах, так же как десятилетие назад наращивание господдержки сталелитейной промышленности привело к ее угнетению не только в США. Эта критика, впрочем, вряд ли приведет к значимому ограничению поддержки китайских компаний (она касается, например, стимулирования перехода на электромобили), но может стать основанием для новых мер поддержки американских производителей. В условиях, когда доступ на рынок США уже осложнен пошлинами и прямыми запретами, конкуренция, вероятно, сместится на рынки третьих стран.

Наконец, еще одна тенденция — распространение механизмов добровольной торговли углеродными кредитами, позволяющими компаниям выполнять обещания по достижению углеродной нейтральности. Для компаний покупка таких кредитов обоснована в случае невозможности быстро изменить технологию (или в принципе существенно снизить объем выбросов). Регулирование в области торговли квотами по большей части пока не является обязательным, но возможности по сокращению выбросов также становятся все более перспективным фактором конкуренции — это и поддерживает компании в производстве «зеленой» стали и других маркированных подобным образом товаров.

 

Пожалуйста, оцените материал:
[Общий: 1 Средний: 5]