План Евросоюза по достижению нулевых выбросов парниковых газов «Европейский зеленый курс» (The European Green Deal) породил множество бюрократических проволочек для бизнеса. С момента его согласования в 2019 г. с целью достижения климатической нейтральности к 2050 г. были приняты десятки законов. У компаний появились новые обязательства проверять свои цепочки поставок на предмет ущерба окружающей среде и нарушений прав человека. Бизнесу, например, необходимо доказывать, что такие товары как говядина и кофе, не производятся за счет вырубки леса. Об этом рассказывает The Financial Times.
«Одновременно вводится множество правил. Затраты на соблюдение требований высоки, и крупным компаниям легче их соблюдать», – считает руководитель отдела по связям с международными правительствами юридической фирмы DLA Piper Ричард Штернеберг.
Многие компании решили просто отказаться от поставщиков в странах, которые, возможно, не смогут собрать данные, необходимые для соблюдения Директивы о комплексной проверке корпоративной устойчивости, отмечают эксперты. Закон, принятый Европарламентом в прошлом месяце и вступающий в силу к 2027 г., требует от компаний из ЕС и стран, не входящих в союз, со значительным оборотом в блоке, гарантировать, что их цепочки поставок не нанесут вреда работникам или окружающей среде.
«Очень часто компаниям приходится начинать работу над соблюдением закона, несмотря на отсутствие указаний о том, как интерпретировать и применять закон», – отметил партнер практики государственной политики ЕС в юридической фирме Squire Patton Boggs Томас Делиль.
Некоторые представители бизнеса рассказали, что проблема не в количестве законодательства, а в постоянных изменениях, часто на национальном уровне. Среди них – нидерландская компания по производству котлов BDR Thermea, владеющая такими брендами, как Baxi и De Dietrich. Десять лет назад она начала переход от производства газовых котлов к электрическим тепловым насосам. Но после протестов в Германии правительство отказалось от планов обязать домовладельцев использовать тепловые насосы. Тем временем, другие страны прекратили субсидии или политику, которая требовала установки тепловых насосов в новых домах. Поскольку цены на газ упали, снизился и спрос. BDR Thermea, которая работает по всему миру, но производит в основном в ЕС, в настоящее время переводит производство обратно с тепловых насосов на газовые котлы, чтобы удовлетворить спрос.
Предприятия неохотно говорят о затратах, отмечается в статье. Но одна транснациональная корпорация, пожелавшая остаться неназванной, сообщила изданию, что единственный экономически эффективный способ соблюдать Директиву по корпоративной отчетности в области устойчивого развития 2023 г. – это оцифровать все данные, получение которых может оказаться затруднительным в некоторых развивающихся странах, где поставщики до сих пор предоставляют бумажные счета-фактуры. По оценкам компании, за последние три года она потратила $18 млн на автоматизацию данных о выбросах углекислого газа и рассчитывает потратить еще $50-60 млн в течение следующих трех-пяти лет, чтобы полностью соответствовать требованиям закона. Кроме того, компания также должна будет соблюдать механизм трансграничного углеродного регулирования (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM), стоимость которого составит не менее $500 000 в год.
Как писали «Ведомости. Устойчивое развитие», CBAM был принят в прошлом году с целью гарантировать, что товары, произведенные в Европе и подпадающие под действие системы торговли выбросами ЕС, которая устанавливает цену на выбросы углерода, смогут выдерживать конкуренцию со стороны продукции, произведенной в странах, где за загрязнение окружающей среды не приходится платить. Торговые партнеры ЕС должны сообщать о выбросах парниковых газов, связанных с экспортом железа, стали, цемента, алюминия, удобрений, водорода и электроэнергии.