ESG-трансформация делает компании надежнее, повышает их имидж и привлекает инвесторов
Национальным проектом «Экология» предусмотрено, что к 2030 г. в России не менее четверти твердых коммунальных отходов (ТКО) будут использоваться вторично. Цель вполне осуществима, но требует консолидации усилий общества, власти и бизнеса. Уже сейчас многие российские компании признают: рециклинг как часть стратегии ESG не только снижает негативное воздействие на окружающую среду, но и создает возможности для экономического роста и формирования позитивного имиджа. За счет этого им удается выходить в лидеры отрасли, привлекая внимание потребителей и инвесторов, которые все более требовательны к экологической ответственности своих партнеров.
По моим наблюдениям, еще лет пять назад компании делали выбор в пользу ESG-принципов, исходя из своих моральных установок и желания быть сопричастными к новомодному тренду. Ситуация изменилась. Сегодня аббревиатура ESG воспринимается как данность, поскольку вопросам углеродного регулирования уделяется все больше внимания во всем мире. В выигрыше остаются экологически устойчивые организации: их привлекательность растет, а банки чаще выдают зеленые кредиты по ставкам, которые привязаны к реализации требований об экологической политике и ответственном инвестировании. Согласно различным опросам, большинство инвесторов строго отслеживают ESG-рейтинг компаний. Так они могут исключать ненадежных партнеров, чья деятельность связана с экологическими рисками и высокими денежным потерями.
Рейтинги, оценивающие вклад компаний в устойчивое развитие, в разных странах публикуются ежегодно. Один из наиболее авторитетных в мире – Global 100, который составляет Corporate Knights. В 2024 г. список возглавили две австралийские компании: Sims Ltd. (она перерабатывает металлолом в 30 странах) и Brambles (арендует многоразовые поддоны и контейнеры по всему миру). Обе получили максимальные баллы по устойчивому доходу и устойчивым инвестициям. И похожих корпораций, осваивающих экономику замкнутого цикла, год от года больше. Правда, чтобы оставаться в лидерах, нужно и дальше повышать ставки, реализуя новые проекты.
Российские компании принципам ESG следуют реже, чем за рубежом, но все же постепенно внедряют их в свои бизнес-процессы. В частности, в 2018 г. компания «Ресурсосбережение ХМАО» разместила на Московской бирже первые в нашей стране зеленые облигации объемом 1,1 млрд руб. Средства привлекались на создание полигона для размещения, обезвреживания и обработки ТКО. А первой отечественной компанией, разместившей облигации (500 млн евро) на внешнем рынке, стала РЖД. Это было в 2019 г. После этих событий, я думаю, и зародился полноценный интерес к ESG-повестке.
Недавно был сделан еще один важный, на мой взгляд, шаг: в Москве утверждены критерии, на основании которых городские власти собираются присваивать столичным компаниям ESG-статус. Оценивать бизнес будут по 101 показателю, включая деловую репутацию, влияние на окружающую среду и экологию, социальный и экономический аспекты. Этот статус позволяет получить льготные условия кредитования и размещения собственных финансовых инструментов. Впрочем, это и неплохой шанс повысить имидж за счет соблюдения принципов устойчивого развития.
Рейтинговое агентство RAEX в апреле нынешнего года оценило качество управления отходами в российских компаниях. В шорт-лист вошло 50 корпораций, которые считают рециклинг одним из приоритетных направлений экополитики и регулярно отчитываются о своих достижениях в этой сфере. Лучшими признаны 10 из них. Например, лидер списка – «Роснефть» – к 2035 г. намерена полностью ликвидировать «исторические» (бесхозные) накопленные нефтесодержащие загрязнения. А предприятия «Северстали» перерабатывают собственные отходы производства, которые являются важным элементом в экономике замкнутого цикла, и принимают их от сторонних организаций, а также используют вторичное сырье и побочные продукты в технологическом процессе.
Похожие примеры можно найти и за рамками этого исследования. Так, в Подмосковье недавно заработал первый в стране комплекс по рециклингу пластиковых отходов. То есть сбор, сортировка и переработка всех видов пластика осуществляются в одном месте, как и предписано нацпроектом «Экология». Здесь на одном предприятии перерабатывают отходы в гранулы, а на втором выпускают из них новые изделия – пищевую пленку и хозтовары (мусорные контейнеры, ведра, поддоны).
«Сибур» и российский бренд WOS даже выпустили коллекцию люксовой одежды из переработанного пластика. Сеть ресторанов быстрого питания «Вкусно – и точка» все пакеты в доставке и на вынос делает из 100% макулатуры, а еще стремится передавать на переработку картон, отработанное фритюрное масло, кофейный жмых и униформу. «ВкусВилл» собирает в своих магазинах крышки от бутылок и батарейки. Некоторые компании запускают внутренние программы рециклинга, которые стимулируют сотрудников сортировать и перерабатывать отходы на рабочих местах. Отдельные работодатели за раздельный сбор мусора еще и премируют.
Отмечу, что провести ESG-трансформацию бизнеса без использования цифровых решений вряд ли удастся. К такому выводу пришли аналитики Центра устойчивого развития Школы управления «Сколково» и компании ТеДо, опросив представителей крупного бизнеса. Технологией с наибольшим потенциалом большинство участников исследования считают искусственный интеллект (ИИ), с которым шансы решения многих экологических проблем кратно возрастают. Например, отходы на большей части страны по-прежнему складируются на полигонах, а сортируется и перерабатывается лишь его часть. На многих мусоросортировочных предприятиях люди работают вручную. Однако процесс сортировки отходов можно оптимизировать, внедрив в помощь ИИ, что некоторые заводы уже и делают.
Технологии ИИ помогают Российскому экологическому оператору (РЭО), курирующему в стране мусорную реформу, искать изъяны в условиях хранения ТКО. Фото и видео, сделанные беспилотниками на полигонах, анализируются нейросетями и находят разные нарушения, в том числе очаги тления и возгорания. Собранные данные автоматически визуализируются и формируются в аналитические отчеты. За два года так удалось обнаружить около 4000 нарушений.
Искусственный интеллект также используется в работе нижегородских умных пунктов для сбора вторсырья «ЭкоПоинт», куда можно сдать ПЭТ-бутылки, алюминиевые банки, макулатуру и стеклянные бутылки, а взамен получить вознаграждение. Такие устройства оборудованы датчиком веса и видеокамерой, которая в связке с нейросетью распознает тип вторсырья и оценивает его внешний вид.
К сожалению, есть компании, которые до сих пор не осознали важность ESG-принципов. Краткосрочные экономические цели часто ставятся выше долгосрочных устойчивых стратегий. Многим нужно время, чтобы решиться на перемены в корпоративной культуре и перестроить менталитет. Бывает, что желание присутствовать в экоповестке есть, но нет необходимых для этого финансовых ресурсов. При этом привлекать внешних инвесторов сегодня довольно проблематично из-за санкций и экономической нестабильности. Кроме того, в России пока недостаточно квалифицированных специалистов в сфере ESG. Все это снижает возможности для разработки и внедрения эффективных программ.
Но преодолеть эти препятствия реально – нужны комплексные меры, включающие государственную поддержку, развитие образовательных программ в области устойчивого развития и привлечение международного опыта и технологий. В нынешних реалиях логично обратить взгляд на азиатские страны, где в последние годы активно развиваются экопроекты, и попробовать перенять лучшие практики.