«Уже в ближайшей перспективе этот вопрос может негативно отразиться на реализации реформы отрасли ТКО. Перевозчики вынуждены будут платить огромные штрафы. Может быть не просто мусорный коллапс, но и не исключён уход некоторых региональных операторов», — сказал председатель комитета Дмитрий Кобылкин.
Нагрузка на ось грузовика, в зависимости от регионального законодательства, не должна превышать 6-11 тонн. При этом, мусоровоз с полной загрузкой обычно превышает разрешённые нормативы на 20-25%. Нетрудно посчитать, что если загружать мусоровоз лишь наполовину, то придётся либо дважды ездить туда-обратно, либо удваивать автопарк, водителей и расходы на обслуживание. Из-за этого вырастут и тарифы, которые будет оплачивать население. Кроме того, регоператоры не могут предполагать, какое количество отходов предстоит загружать каждый день. Ведь это зависит от того, сколько жители выбросили мусора.
«Сейчас более 70% мусоровозов превышают допустимую нагрузку на ось. Это чревато штрафами от 100 до 400 тысяч рублей за каждый проезд. Башкирия привела в пример маршрут одного мусоровоза — 360 километров ежедневно, забирая мусор со дворов, объезжает 3 рамки пунктов весового и габаритного контроля (ПВГК). В результате — штрафы по миллиону рублей. Минтранс проинформировал, что к 2030 году такие системы установят на дорогах с интервалом 15-20 километров. Поэтому 20 тысяч мусоровозов, которые ездят по России, рискуют получать штрафы. Если доход регоператора — 700 миллионов, а штрафы — 1,2 миллиарда — это чревато банкротством в первый же год работы», — резюмировал заместитель председателя комитета Александр Коган.
Региональные операторы решают проблему через суд, используя административный ресурс — и менее законными способами — снимая номер или объезжая ПВГК. Но, если не решать этот вопрос системно, через 1,5-2 года это приведёт к серьёзным проблемам в отрасли.
«Некоторые региональные операторы просто будут отказываться от выполнения своих полномочий. Потому что выдержать такую финансовую нагрузку невозможно. Следовательно, этот вопрос нужно прямо сейчас прорабатывать совместно с коллегами из Совета Федерации», — подытожил Дмитрий Кобылкин.
В ближайшие 2 недели будет подготовлена аналитика по парку мусоровозов, их техническим характеристикам, и сколько на практике им приходится загружать мусора, а также рассчитаны финансовые последствия. После этого вопрос будет вынесен на уровень руководства Госдумы и Правительства, для выбора одного из вариантов решений, которые обсуждались в рамках комитета.