С учетом отказа от временных мораториев на проверки и полного перехода с 2025 года к полноценной риск-ориентированной модели контроля и надзора Минэкономики намерено ускорить разработку индикаторов риска нарушения требований государства и внедрение цифровых сервисов и инструментов в надзорных органах, следует из проекта доклада ведомства к сегодняшнему заседанию правительства. Бизнес переход к проверкам только на основании четких индикаторов приветствует, хотя эксперты отмечают, что риск-ориентированный подход не всегда эффективнее сплошного.
Сегодня на заседании правительства глава Минэкономики Максим Решетников доложит об итогах 2023 года для контрольно-надзорной деятельности (КНД) в РФ и актуальных задачах в этой сфере. Как следует из материалов ведомства (есть у “Ъ”), в связи с полным переходом с 1 января 2025 года на риск-ориентированный подход к проверкам компаний власти в ближайшие полгода сосредоточатся на решении нескольких задач — это настройка индикаторов риска и отдельных инструментов контроля кассовой техники, маркировки, санэпиднадзора и т. п., внедрение цифровых сервисов (до конца 2024 года их должны начать использовать все контролеры), а также запуск института соглашений между проверяемыми и контролерами об этапах устранения нарушений.
Напомним, в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин отметил, что временные моратории на сплошные проверки бизнеса полностью себя оправдали, и рекомендовал отказаться от них с 1 января 2025 года в пользу полного перехода к риск-ориентированному контролю и надзору, закрепив эту норму законодательно. Ранее, в декабре 2023 года правительство приняло постановление о продлении моратория на внеплановые проверки бизнеса на 2024 год — сейчас проводить их можно только в отношении объектов, отнесенных к чрезвычайно высокой и высокой категории риска (14% всех объектов контроля).
В рамках же риск-ориентированного подхода система КНД настраивается так, чтобы бизнесу было экономически выгодно не нарушать нормы и правила, а маркерами «зоны риска» выступают публично зафиксированные и прозрачно рассчитываемые индикаторы. В итоге контролеры «проверяют только тех, кто нарушает», отмечают в аппарате куратора реформы, вице-премьера и главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко.
«Это достигается за счет оцифровки всей контрольной системы, что позволяет развивать сервисы для бизнеса, в том числе механизмы досудебного обжалования контрольных органов, дистанционных проверок и другие, у системы возникает сервисная функция для бизнеса»,— подчеркивают в аппарате чиновника.
Кроме того, цифровизация ускоряет рутинные процедуры, а система индикаторов рисков меняет и роль контролера: де-факто он становится «бизнес-аналитиком» процесса надзора. На текущий момент значительная часть процесса — от выявления риска во многих сферах до акта проверки — уже оцифрована, но перевести в цифру нужно и следующие этапы, от составления протокола об административном правонарушении и его обжалования до передачи материалов в суд, а эта задача упирается в неготовность ведомств и проблемы их кадрового и технологического обеспечения.
Мораторий, впрочем, уже спокойно можно снимать, полагает первый вице-президент «Опоры России» Марина Блудян — должна заработать система управления рисками, регулируемая с двух сторон: и контрольными органами, и бизнесом.
Индикаторы риска — «сигнальная лампочка для предпринимателя, которая загорается, если он делает что-то не так», поясняет эксперт, соглашаясь, что для новой модели работы важны четкие, конкретные, понятные бизнесу индикаторы риска.
Для контролеров тщательность разработки таких индикаторов оправдывается тем, что результативность проверок по ним выше, чем по другим основаниям (более 85% против 60%), а внеплановые проверки и в рамках моратория разрешены только на основании индикаторов — в Белом доме рассчитывали, что это стимулирует надзорные органы к их разработке. Число индикаторов риска за 2023 год удвоилось — до 412 на федеральном уровне, планируется, что регуляторы до конца 2024 года утвердят еще 90.
Противоречия реформы контроля и надзора требуют расчистки ее собственного регулирования
Вряд ли найдется кто-то, кроме отдельных контролеров, кто не поддерживает реформу КНД в части снижения нагрузки на компании за счет риск-ориентированного подхода и замены проверок профилактическими мероприятиями, отмечает член генсовета «Деловой России» Кирилл Никитин. Однако идентификация рисков и анализ контрольной среды контролируемого субъекта — весьма непростая работа для проверяющих, а потому риск-ориентированный подход не всегда экономически эффективнее сплошного контроля. Кроме того, эксперт замечает, что наряду с положительными сторонами реформы есть и неоднозначные моменты — например, невозможность оценить, являются недавний случай с массовым отравлением едой из доставки и прочие громкие провалы контрольной деятельности проявлением старой системы КНД или нынешней. Кроме того, мораторий на проверки и включение контроля за применением касс в сферу регулирования 248-ФЗ привели к частичному параличу контроля в этой сфере, создавая среду для недобросовестной конкуренции.