Экологическая повестка актуальна всегда, и странно было бы полагать, что в промышленно развитом Башкортостане вопросы охраны окружающей среды или негативного воздействия предприятий на природу вдруг утратили бы остроту. С этого тезиса в уфимской редакции «РГ» начался «деловой завтрак» с министром природопользования и экологии РБ Ниязом Фазыловым.
Нияз Мансурович, много лет наиболее острыми вопросами остаются чистота воздуха и коммунальные отходы. И это притом что власть и бизнес проводят модернизацию производств, реализуют «мусорную реформу» и все постоянно контролируют.
Нияз Фазылов: Нагрузка на воздух не снижается по разным причинам. Это и рост объемов производства промпредприятий, и увеличение количества автотранспорта, а также малых предприятий, которые не всегда выполняют требования экологического законодательства.
Тема отходов — перманентная. «Мусорная реформа», которая началась в 2019 году, не может быть молниеносной, она проходит поэтапно.
Как контролируется чистота воздуха в промышленных центрах и как определяется уровень загрязнения?
Нияз Фазылов: Мониторинг проводят разные ведомства и организации. Прежде всего — Башгидрометцентр. Собственная лабораторная сеть есть в минэкологии, на мой взгляд, самая объективная и открытая. Работают лаборатории Росприроднадзора, которые проводят мониторинг по объектам федерального значения, имеются передвижные станции контроля в госкомитете РБ по ЧС.
По каждой территории республики рассчитывается индекс загрязнения атмосферы (ИЗА). Но утверждать, что мониторинг дает полную картину, некорректно. Методика, по которой выводится ИЗА, требует актуализации, потому что сейчас очень много разных производств и компонентов, которые загрязняют воздух, но в расчете не учитываются.
На смог от промышленных предприятий больше всего жалуются в Уфе, Стерлитамаке и Салавате. И ни один из этих городов не вошел в нацпроект «Чистый воздух». Почему?
Нияз Фазылов: Для того чтобы город попал в нацпроект «Чистый воздух» и получил федеральные средства на мероприятия по охране атмосферного воздуха, надо, чтобы за три-пять лет измерений индекс загрязнения атмосферы был «высоким» и «очень высоким». В 2019-2020 годах, по данным Башгидромета, в Уфе и Стерлитамаке он был средним и только в 2021-м — высоким в Уфе.
С активистами движения «Стерлитамак, дыши!» мы находимся в постоянном контакте. И то, что город не попал в нацпроект, не означает отсутствие других путей решения проблемы.
Конечно, если сравнивать ПДК вредных веществ в воздухе в Стерлитамаке и, например, в Магнитогорске или Норильске, то разница большая: два против 20. Но и две ПДК — это все равно превышение. Поэтому мы ежемесячно встречаемся с руководителями промышленных предприятий и спрашиваем, какие мероприятия по охране атмосферного воздуха они проводят, сколько инвестируют в охрану окружающей среды. Если реализуется крупный проект, то и результат есть. Например, в Салавате ситуация объективно улучшилась, потому что нефтехимический комбинат провел модернизацию своих объектов.
Правительство республики выделило более 28 млн рублей на проведение расчетов совокупного уровня загрязнения атмосферного воздуха по всем показателям по каждому городу. Это даст объективную картину по уровню загрязнения воздуха выбросами.
Нам бы очень хотелось, чтобы на всех источниках выбросов предприятий стояли датчики и информация с них выводилась на экраны в городе. Тогда любой житель будет знать, какая ситуация с выбросами сегодня.
Что удалось сделать с начала так называемой «мусорной реформы»?
Нияз Фазылов: В 2018 году республика была поделена на четыре зоны. Победившие на конкурсах региональные операторы взяли на себя обязательство в течение 10 лет обеспечивать организацию обращения с отходами.
На первом этапе все силы были брошены на создание инфраструктуры. На начало 2019 года в республике было 9000 контейнерных площадок и около 20 тысяч контейнеров. Сегодня контейнеров 70 тысяч и около 30 тысяч контейнерных площадок.
Четыре года назад мусоровоз не видели во многих местах. Из 1142 населенных пунктов не осуществлялся планово-регулярный вывоз отходов, а полигоны были в ненадлежащем состоянии.
В республике достаточно современный парк мусоровозной техники — 80 процентов не старше 2018-2019 годов. В 2019-2020-е благодаря субсидиям из республиканского бюджета возмещена часть затрат на приобретение 76 новых мусоровозов. Это сказывается на скорости и качестве оказания услуг. Если мусоровоз образца 2014 года мог собрать 50 контейнеров, то новый — 110.
К началу 2019 года в республике работали 21 мусоросортировочный комплекс, построенный до 2018 года. Уровень извлечения полезных компонентов из мусора был минимальный. Сейчас 46 процентов ТКО идет на сортировку. Из них 6,3 процента — на дальнейшую переработку. Остальное остается на полигонах.
За три года построено несколько крупных мусоросортировочных комплексов, в частности в Туймазинском, Мелеузовском, Кушнаренковском, средних — в Архангельском, Иглинском и Дуванском районах.
Полигоны становятся технологически развитыми производствами.
Что будет на следующем этапе?
Нияз Фазылов: Производство альтернативных видов топлива и компостирование органических отходов. В Стерлитамаке три предпринимателя соревнуются между собой: у кого быстрее получится создать RDF-топливо требуемого качества. Ведь оно применяется только на цементном производстве и к нему предъявляются жесткие требования.
Цехи по компостированию в этом году запустят в Туймазах и Белебее. Компост как техногрунт может быть использован в сельском хозяйстве, дорожном строительстве и много где еще.
Реформа предполагает раздельный сбор мусора, но какой смысл сортировать дома отходы, если мусоровозы всё сваливают в одну кучу?
Нияз Фазылов: Сортировать по фракциям не нужно. Дома достаточно иметь два пакета: один — для органики, другой — для неорганики. Органика составляет половину отходов и годится для компостирования. А неорганика должна быть сухой, тогда из нее можно извлечь до 100 процентов полезных компонентов. Из мокрой — не более 10 процентов. На мусоросортировочных комплексах извлекается больше 40 видов полезных фракций. Все это собирается в отдельный мусоровоз и отвозится на другой комплекс, где стекло и пластик делят по цветам, полиэтилен, пленку убирают. Из вторичного сырья производятся различные товары.
Раздельный сбор невозможен без изменения отношения потребителей. Пока же превалирует такой подход: я плачу деньги за вывоз мусора, он ваш, делайте с ним что хотите.
Нияз Фазылов: Безусловно, вопросы раздельного сбора должны идти параллельно с развитием экологической культуры. Кстати, дети в этом отношении гораздо более ответственны, чем взрослые, так как в школах, детских садах проходит большое количество экологических акций. Дети собирают отработанные батарейки, макулатуру и получают призы от предпринимателей, которые занимаются сбором и переработкой отходов. Таких в республике немного, но они есть.
«Советские дети» прекрасно помнят, что можно было сдать стеклотару и на вырученные деньги купить, например, мороженое или конфеты. Проблем с утилизацией вообще не возникало. Сейчас же пунктов приема вторсырья слишком мало, чтобы сдача для каждого стало привычным делом. Вернемся ли мы к проверенной десятилетиями практике?
Нияз Фазылов: Мы ждем нормативного закрепления расширенной ответственности производителей (РОП), когда стоимость утилизации будет заложена в каждой упаковке. Например, европейцы, покупая бутылку воды, уже знают, что половина цены составляет стоимость упаковки. Но при введении РОП товары подорожают, поэтому процесс пока остановился. Если будет РОП, то бизнес станет привлекательным, соответственно появится и инфраструктура.
Ключевой вопрос
Кому поступают деньги за вывоз мусора? Люди хотят знать, за что они платят и почему цена услуги растет.
Нияз Фазылов: Деньги за вывоз ТКО от населения полностью получают регоператоры. Первые несколько лет они работали по сниженным ставкам, и только в 2021 году мы пришли к предельным платам граждан -90-108 рублей в зависимости от зоны деятельности.
Регоператор работает по тарифу, который включает все его затраты: на вывоз, сортировку, рабочий персонал, налоги. Все это складывается в один котел, и получается нормативная валовая выручка, которая делится на объем образования отходов. Высчитывается тариф — в среднем 600 рублей за кубический метр. Есть другой показатель — норматив накопления. Один человек, живущий в квартире, в год производит в среднем около двух кубометров ТКО. Тариф умножается на норматив, делится на 12 месяцев — и получается ежемесячная плата.