Три федеральных проекта по улучшению водоемов: «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал» и «Сохранение уникальных водных объектов» будут объединены и расширены до единого водного федпроекта. С 2025 года в него войдут еще восемь крупных рек, а также маленькие речки. Проект охватит 85 процентов населения России, которые живут в бассейнах этих водоемов.
Россия занимает второе место в мире по запасам пресной воды после Бразилии. Согласно данным Росводресурсов, в стране находится пять миллионов рек и озер. Вода необходима и для сельского хозяйства, и для энергетики, судоходства, промышленности и, конечно же, для комфортной жизни людей. В рамках нацпроекта «Экология» поставлена цель — до 2024 года улучшить условия проживания вблизи водных объектов для 76 тысяч человек. Для этого запущены три федпроекта: «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал» и «Сохранение уникальных водных объектов», благодаря которым были восстановлены сотни километров мелиоративных каналов и каналов-рыбоходов, очищены тысячи гектаров водной глади.
Сейчас более 30 процентов загрязненных сточных вод сбрасывается в бассейн Волги, Каму и Оку, от 10 до 30 процентов приходится на Балтийский бассейн, бассейн Иртыша и Урала, бассейн Дона и Кубани. В новый расширенный проект как раз войдет весь бассейн Волги, а также Дон, Амур, Урал, Иртыш, Терек и малые реки.
Как рассказала заместитель председателя правительства Виктория Абрамченко, на берегах Волги и ее основных притоков проживает около 60 миллионов человек — более трети населения страны. «В бассейне реки сосредоточено 45 процентов промышленных и 50 процентов сельскохозяйственных предприятий России. В рамках национального проекта введено в эксплуатацию 93 очистных сооружения на территории 15 волжских регионов. Проведенные мероприятия позволили снизить объем сброса неочищенных стоков на 30 процентов», — отметила вице-премьер.
Несмотря на это, в прошлом году Росприроднадзор нашел в воде Волги 14 загрязняющих веществ, среди которых нефтепродукты, цинк, железо, медь, фенолы и т.д.
По словам председателя Общественного совета при Минприроды России Александра Закондырина, строительство очистных сооружений существенно не повлияло на качество воды в реке, так как у нее есть множество притоков.
«Участниками проекта «Оздоровление Волги» сейчас являются 16 регионов, но если посмотреть все притоки Волги, то это 24 региона. И это более масштабная задача. Для того чтобы обеспечить комплексность при реализации проекта, наверное, нужно исследовать водоемы более системно с точки зрения сбора данных по всем рекам, где может быть существенное антропогенное воздействие», — рассказал «РГ» Александр Закондырин.
Сейчас в рамках подготовки федерального проекта проходят большие научные исследование и экспертно-аналитические работы, уже представлены материалы по Каме, водоемам Урала, Амуру и Дону, отметил он.
«В частности, Институт водных проблем РАН делает большое исследование по целому ряду рек. Это будет системный подход при подготовке федерального проекта с точки зрения научного обоснования. И это, я считаю, правильней, чем писать паспорт проекта с целевыми показателями, не основываясь на серьезных исследованиях. В этом федеральном проекте будет большая научная база», — добавил он.
Руководитель Центра региональной политики ИПЭИ РАНХиГС Владимир Климанов считает, что расширение федеральной программы не отразится на качестве исполнения, ведь сейчас в стране реализуются еще более крупные и дорогие федпроекты. Главная задача таких документов — привлечь внимание к проблеме, получить дополнительную поддержку для регионального бюджета, а также организация комплексной и системной работы региональных и федеральных властей.
«Задача федерального проекта — построить общую систему, которая позволит улучшить экологическую ситуацию водных объектов. Систематизация позволяет проводить не отдельные действия разных органов власти, а именно решать конкретные проблемы проекта», — рассказал «РГ» Владимир Климанов.
В работе над единым водным федеральным проектом примут участие все регионы страны
Виктория Абрамченко отмечала, что новый единый федеральный проект по очистке водных объектов будет сделан по аналогии с проектом «Генеральная уборка», поэтому будет проведена инвентаризация загрязнений и выявлены ключевые проблемы водных объектов, чтобы заняться их экологическим оздоровлением в первую очередь. В минприроды же отметили, что в работе над единым водным проектом примут участие все регионы страны, а строительство и модернизация очистных сооружений, расчистка русел и очистка берегов от мусора продолжится. Объем финансирования будет понятен после проведения проектных работ.
Уже действующий федпроект «Сохранение озера Байкал» предусматривает реконструкцию и строительство очистных сооружений около озера, ликвидацию свалок, а также выпуск мальков байкальского омуля и осетра. С реализацией двух последних пунктов все проходит неплохо: в прошлом году в озеро было выпущено 246,9 миллиона мальков, всего до 2024 года планируется выпустить 753 миллиона осетров и омулей. Также в прошлом году было ликвидировано восемь свалок. Хотя, как рассказали «РГ» в Минприроды России, в пределах Байкальской природной территории в этом году нашли 872 свалки, из них 597 могут быть ликвидированы с участием федерального бюджета. Еще сложнее идет реконструкция и строительство очистных сооружений, как отмечает Александр Закондырин, это самая существенная часть федпроекта, особенно для Улан-Удэ, поскольку основной водообразователь Байкала — это река Селенга.
«В Улан-Удэ нет очистных сооружений по нормативам той документации, которая была изначально подготовлена в рамках федпроекта. Для создания которых нужно 13 миллиардов рублей, таких денег у Республики Бурятия нет», — отметил председатель Общественного совета.
При этом Информационно-аналитический центр развития водохозяйственного комплекса сообщает, что в прошлом году был заключен контракт на реконструкцию правобережных очистных сооружений в Улан-Удэ.
Еще одна важная проблемная река — это Дон, который войдет в единый водный федпроект. Как отметил Александр Закондырин, Дон сегодня мелеет, это связано с построенными гидротехническими сооружениями.
«Для исправления ситуации нужно провести мероприятия в разных субъектах РФ. Одному региону это сделать сложно», — отметил он.
Росприроднадзор ранее сообщал, что по итогам проверок в 2022 году в воде Дона было обнаружено 10 загрязняющих веществ.
Другой вопрос, как следить за успехами водных федпроектов (как действующих, так и планируемых). Недавно Виктория Абрамченко поручила минпромторгу до 1 июня проработать возможность производства или поставки датчиков для контроля сброса в реки загрязняющих веществ. Также вице-премьер поручила Росводресурсам, Росприроднадзору, Роспотребнадзору и Росгидромету к 1 июня проработать вопрос совершенствования системы мониторинга экологического состояния водных объектов, а также контроля за их изменением в связи с негативным воздействием и представить предложения в правительство РФ.
Александр Закондырин отмечает, что в России точно производят свои аналоги для мониторинга состояния воды, но, возможно, они не позволяют следить за качеством круглосуточно.
«Система наблюдения должна быть непрерывной, потому что это дает возможность за большой промежуток времени собрать много статистической информации и следить за динамикой. Российские аналоги есть, но они сильно уступают европейским или американским. Но что-то можно импортозаместить, что-то можно приобретать у дружественных стран», — добавил он.
Председатель Общественного совета также отметил, что единый водный федеральный проект будет очень затратным для государства, так как реабилитация водных объектов — это дорогая история, поэтому есть риск, что часть работ затянется. Но главное, по мнению эксперта, что цели будут обозначены и результаты достигнуты.