Сокращение выбросов парниковых газов — необходимая, но при этом затратная работа. И не всегда на нее хватает средств. Как сделать подобные проекты экономически эффективными и какие инструменты можно для этого использовать, обсудили на полях Петербургского международного экономического форума.
Дискуссия на тему «Климатическая экономика: углеродный рынок как инновационный механизм внебюджетного финансирования социально значимых проектов» прошла в формате делового завтрака при поддержке Газпромбанка. Финансовая организация активно развивает данную повестку, в частности при ее содействии в России в сентябре 2022 года заработал реестр углеродных единиц — важный инструмент в смягчении негативного воздействия на климат.
Углеродная единица — результат снижения выбросов парниковых газов или их поглощения в ходе проектов, которые получили название климатические. Они регистрируются в реестре, а сокращенные благодаря им объемы углекислого газа пересчитываются в углеродные единицы (одна единица эквивалентна одной тонне СО2). Их можно продать, например, бизнесу, желающему уменьшить свой углеродный след.
Возможности, которые открывает рынок углеродных единиц, как раз и обсудили участники делового завтрака, в числе которых были руководители крупных компаний, планирующих реализовать климатические проекты, и представители российских регионов, для которых такие проекты, например, обводнение торфяников, имеют важное социальное значение.
«Предлагаемый инновационный подход прост: компания проводит мероприятия в регионе присутствия, защищает леса от пожаров или обводняет торфяники, а затраты восполняет на рынке, продавая углеродные единицы или снижая углеродный след своей продукции. Регион же получает результат — города, свободные от дыма, за внебюджетное финансирование», — отметила заместитель председателя правления Газпромбанка Елена Борисенко.
Успехи адаптации
Климатическая повестка была и остается одной из важнейших тем на сегодняшний день, заявил первый заместитель министра экономического развития РФ Илья Торосов. «Мы активно в этом направлении двигаемся и с Газпромбанком, и с коллегами, и со всеми регионами, — сказал он. — Для нас сейчас одна из самых важных частей климатической повестки — это планы по адаптации к изменениям климата. Мы начали эту работу с 2019 года. На отраслевом уровне сформировали 10 основных планов адаптации по климатически зависимым отраслям — это и сельское хозяйство, и транспорт, и энергетика, и ЖКХ. На региональном уровне у нас уже есть 59 планов адаптации. Надеемся, что и остальные регионы их предоставят».
Адаптация — это меры по приспособлению к уже происходящим изменениям климата, и рост частоты пожаров в лесах и на торфяниках — в их числе. Первый этап работы завершился в этом году, сообщил Илья Торосов. Была подготовлена методическая база для оценки климатических рисков и ранжирования мероприятий. На втором этапе — с 2023 по 2025 год — предполагается расширить методическую базу, улучшить существующие планы адаптации. На третьем этапе планируется использовать собственную систему климатического мониторинга, которая сейчас как раз создается. «Мы собрали шесть консорциумов, огромное количество институтов, которые занимаются созданием нашей системы климатического мониторинга, — сказал первый заместитель министра. — Хотим к 2025 году благодаря этому фундаментальному научному, инновационному проекту, на который мы тратим почти 10 миллиардов рублей, получить свою модель климата и в мировом масштабе, и на уровне России. И потом эти результаты имплементировать для наших планов по адаптации».
Леса очищают воздух
Что касается климатических проектов, они уже реализуются в некоторых субъектах РФ и растут в числе. К примеру, временно исполняющий обязанности губернатора Красноярского края Михаил Котюков рассказал о запланированном лесоклиматическом проекте в этом регионе.
«Мы реализуем его вместе с «Роснефтью». Наша задача в том, чтобы снизить углеродный след проекта «Восток Ойл» настолько, чтобы его нефть стала «зеленой», — сказал он. — Горизонт реализации проекта — 2035 год, горизонт мониторинга — 100 лет. Задача по утилизации — 10 миллионов тонн в СО2-эквиваленте».
Как пояснил «РГ» врио губернатора, сейчас данный проект находится в стадии проработки. Уже определены участки для лесовосстановления и подходы к изменению практики лесопользования. Прорабатывается вопрос создания лесного селекционного центра.
Компании могут восполнить затраты на климатические проекты, продавая углеродные единицы
«Для нас вопрос перехода к углеродной нейтральности — один из самых ключевых. И мы готовы такого рода проекты масштабировать и предлагать их другим компаниям», — сказал Михаил Котюков.
Примечательно, что для лесоклиматических проектов могут быть полезны разработки, созданные много лет назад. Еще во времена Советского Союза вывели особый вид тополя с высокой поглощающей способностью, и оказалось, что его можно очень эффективно высаживать, рассказал член правления, исполнительный директор ООО «СИБУР» Василий Номоконов. «Часть нашей повестки устойчивого развития — за пять лет высадить пять миллионов таких деревьев. Причем два миллиона мы уже высадили, и в этом году должны достигнуть трех миллионов», — сказал он.
Торфяники гореть не будут
Другой вид климатических проектов — обводнение торфяников. Он решает не только экологическую, но и важную социальную задачу — снижает риск пожаров, наносящих урон окружающей среде и здоровью людей, улучшает качество воздуха и позволяет сохранить биоразнообразие.
Один из таких проектов в скором времени должен стартовать в Вологодской области. «У нас этих торфяников, которые в советские времена были осушены, — великое множество. Это крупнейшая экологическая катастрофа — потушить пожар на торфяниках практически невозможно. Поэтому нам надо возвращать экосистему в состояние до того, как они были обезвожены, — отметил глава региона Олег Кувшинников. — Компания «Северсталь» за счет своих средств решила реализовать этот проект. Задача власти — предоставить ей земельные участки и помочь в реализации проекта, контролируя совместно с компанией, как мы будем достигать углеродной нейтральности».
Когда торф находится в обводненном состоянии, он поглощает углерод, а в высушенном состоянии начинает выделять его и одновременно является очень пожароопасным элементом, возгорание которого приводит к массовому выбросу СО2 в атмосферу, рассказал генеральный директор ПАО «Северсталь» Александр Шевелев. «Поэтому в проектах, связанных с обводнением болот, мы видим сегодня хорошую возможность для компании, с одной стороны, сократить собственные выбросы, с другой — коммерческую возможность. Если нам удастся подтвердить в рамках научно-исследовательских работ потенциал поглощения углекислого газа, мы сможем продавать углеродные единицы на рынке», — пояснил гендиректор.
Ленинградский пилот
Еще один пилотный климатический проект по обводнению ранее осушенных торфяных болот будет реализован в Ленинградской области. Его при поддержке Газпромбанка запустит компания РУСАЛ совместно с Центром технологий устойчивого развития и правительством Ленинградской области. Соглашение об этом стороны подписали на площадке Петербургского международного экономического форума.
По оценкам экспертов, в Ленинградской области насчитывается более 2300 торфяных месторождений на площади 646,7 тысячи гектаров. Центр технологий устойчивого развития выступит научно-методологическим партнером в проекте. Ожидается, что методология вторичного обводнения торфяников будет представлена на публичное обсуждение во втором полугодии 2023 года. Газпромбанк планирует оказывать поддержку с целью последующей регистрации углеродных единиц от проекта в российском реестре.
«В начале этого года Международный институт алюминия, одна из наиболее авторитетных организаций для отрасли, рекомендовал использовать углеродные единицы, полученные от климатических проектов, для нейтрализации углеродного следа за пределами выбросов собственного производства и используемой для него энергии (область охвата 3)», — рассказал директор по корпоративным финансам РУСАЛа Алексей Гренков.
При этом, по его словам, для развития российского рынка углеродных единиц важно окончательно прояснить юридический статус углеродной единицы и облегчить вход на этот рынок иностранных игроков.
В целом проекты по обводнению ранее осушенных болот выглядят крайне привлекательно, отметил представитель бизнеса. Во-первых, у них большой потенциал, во-вторых — хорошая экономика, как с точки зрения скорости получения первой углеродной единицы, так и ее себестоимости, количества углеродных единиц, получаемых с гектара. Не стоит забывать и о мультипликативном эффекте — снижении пожароопасности, сохранении биоразнообразия, новых возможностях для малого бизнеса в регионах.
Проект по обводнению болот будет реализован в Бокситогорском и Тихвинском районах, рассказал заместитель председателя правительства Ленинградской области Дмитрий Ялов. Он обратил внимание на то, что климатическая повестка по-прежнему остается важной для нашей страны.
«На федеральном и на региональном уровнях быстро пришло понимание, что тематика, связанная с изменением климата, влияет на европейскую часть страны не меньше, а согласно научным исследованиям даже больше, чем на многие другие точки земного шара. И это мы заинтересованы в успешной реализации климатических проектов. Второй момент связан с тем, что наши азиатские партнеры ужесточают стандарты, связанные с ESG-повесткой, и чтобы успешно экспортировать в Азию, мы также должны быть достаточно «зелеными», — сказал зампред областного правительства.
По его словам, в регионе развивают и другие направления, связанные с сокращением выбросов СО2: газификацию котельных, перевод муниципального транспорта на газомоторное топливо, создание зарядной инфраструктуры для электромобилей. «В прошлом году мы построили 30 станций быстрой зарядки, в этом году будет еще 13», — рассказал он «РГ».
Многие климатические проекты реализуются совместными усилиями региональных властей и бизнеса. Это взаимодействие играет важную роль. «Наше исследование показывает, что основной запрос бизнеса — чтобы региональная власть давала сигнал на повестку устойчивого развития», — рассказал аудитор Счетной палаты РФ Дмитрий Зайцев.
Сегодня климатическая повестка уже перешла от деклараций и PR-активности к конкретным проектам, приносящим пользу для людей, и эти проекты могут быть экономически эффективны, отметила Елена Борисенко.
«Я всех призываю в кооперации с региональными властями создавать климатические проекты и регистрировать их в российском реестре углеродных единиц. Потенциал климатических проектов в России превышает потенциал многих других стран мира», — подытожила она.