Все больше россиян ходят в магазин со своими сумками и отказываются от пакетов. Особенно хорошо тенденция просматривается в Центральной России, а вот на Дальнем Востоке эти изменения еще не так заметны. Об этом «Российской газете» рассказали участники рынка.
В России большинство магазинов стали делать пакеты платными примерно с 2018 года. Это почти сразу отразилось на спросе, так что тренд на экологизацию (или экономию семейного бюджета) идет уже давно.
Сеть магазинов «Азбука вкуса» представлена в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. Как рассказали «РГ» в компании, количество пакетов в чеках от 350 рублей с каждым годом снижается во всех регионах.
«В 2023 году в среднем пакет встречается в 48% чеков, в то время как в 2021 году этот показатель был 57%», — рассказал представитель компании.
Как рассказали менеджер экологических проектов сети супермаркетов «ВкуссВилл» Вардан Варданян, введение платных пакетов помогло сократить их количество в чеках, ежегодно оно сокращается на 10%.
Как рассказали менеджер экологических проектов сети супермаркетов «ВкуссВилл» Вардан Варданян, введение платных пакетов помогло сократить их количество в чеках, ежегодно оно сокращается на 10%.
«Сейчас в наших магазинов более 70% чеков без пакетов. Число покупателей, которые начинают покупать без пакетов, растет ежемесячно на 30 000. То же самое и с отказом от фасовочных пакетов в онлайне. Покупатель может включить функцию «Использовать меньше фасовочных пакетов» во вкладке «Настройки заказа» в общих настройках или в корзине. Уже около 130 000 онлайн покупателей не используют пакеты для фасовки», — рассказали в компании.
А вот в сети гипермаркетов и супермаркетов «Самбери» (Дальний Восток) снижения в популярности пакетов не заметили. При этом сеть Fix Price, которая также представлена на Дальнем Востоке, фиксирует снижение количества пакетов в сети на 5% — с 220 млн в 2021 году до порядка 210 млн в 2022-м.
«Кроме того, растет интерес к холщовым сумкам-шопперам: за январь-апрель 2023 года их продажи в сети выросли на 20% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее»,- отметили в компании.
В X5 Group ( «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик») не раскрыли данные по пакетам, но отметили, что в сетях также зафиксирован рост на многоразовые сумки-шопперы. Только в 2022 году в торговых сетях X5 их было продано более 3,7 млн штук, а также порядка 267 тысяч фруктовок (многоразовые мешочки для взвешивания фруктов и овощей).
Создатель московского офиса «РазДельный Сбор» и основатель проекта «Собиратор» Валерия Коростелева считает, что пакеты стали брать меньше в первую очередь из-за цены, люди поняли что это тоже деньги.
«Плюс пакетов и так очень много и они уже всем надоели (пакеты с пакетами). И как раз большое количество их после прихода из магазина или доставки заставляет задумываться людей о потреблении пакетов в целом», — отметила она.
Вторая причина — это популяризация экологичного образа жизни, которая хоть и идет по всей стране, но в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, это явление намного активнее, считает Валерия Коростелева.
Сумки считаются экологичной заменой пакета, ведь благодаря этому меньше отходов попадает на свалку. Но в 2018 году министерство окружающей среды Дании представило отчет, в котором оценивало все этапы жизненного цикла пакетов для продуктов. Согласно документу, хлопковая сумка оказывает такое же экологическое влияние на природу, как и 7,1 тыс. тонких пакетов. То есть нужно больше 19 лет каждый день ходить с сумкой в магазин и не брать пакет, чтобы был экологический эффект. То есть менять пакет с пакетами на шоппер с шопперами — это не выход.