Указанный закон разрешает передавать отходы I и II классов опасности, полученные у населения, не только ФЭО, но и другим организациям, имеющим необходимую лицензию.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих сбор отходов I и II классов опасности у населения, предусмотрено три варианта:
- самостоятельно осуществлять обращение с такими отходами при наличии собственных мощностей по утилизации, обезвреживанию и/или размещению отходов I и II классов опасности;
- передать такие отходы любым индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности;
- передать такие отходы ФЭО.
Кроме того, закон вводит обязанность лиц, у которых образуются отходы I и II классов опасности, обеспечивать представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременно размещать её в федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК).
Также в закон включены положения, предусматривающие:
- условия для однократного продления без проведения конкурсного отбора статуса регионального оператора;
- право властей субъекта РФ определять способ расчета количества твердых коммунальных отходов (ТКО) в целях расчетов по договорам по обращению с ТКО и/или утверждать порядок выбора способа расчета количества ТКО региональным оператором и/или потребителями соответствующих услуг: исходя из норматива накопления ТКО или путем определения фактического объема (массы) ТКО.
Закон вступает в силу 1 сентября 2023 г., за исключением положения об обязанности размещать информацию во ФГИС ОПВК, которое вступает в силу с 1 сентября 2024 г.
Комментарий Пепеляев Групп:
Закон должен стать еще одним важным шагом к созданию полноценной системы раздельного сбора отходов. Он призван устранить монополию ФЭО на сбор и утилизацию отходов I и II классов опасности, образуемых населением.