В давние времена отходы жизнедеятельности человека не оказывали столь пагубного воздействия на окружающую среду, как сейчас. В быту люди использовали натуральные материалы, которые быстро разлагаются. Однако эпидемии чумы, холеры и оспы, связанные с антисанитарными условиями жизни, заставили вводить в крупных поселениях элементарные требования к утилизации мусора. По мере развития научно-технического прогресса отходов становилось больше, в том числе синтетических, на разложение которых нужно более 1000 лет. Сегодня человечество генерирует такое количество отходов, которое не в состоянии переработать. Огромные площади суши и мирового океана превращаются в помойки. Именно поэтому в последнее время ученые ищут эффективные способы уменьшения количества мусора, а чиновники разрабатывают проекты уничтожения накопившихся отходов.
Решение экологических проблем включено в национальный план развития РФ до 2033 года. Бюджет на экологию составляет 4041 миллиард рублей. Федеральный проект «Чистая страна», в частности, предусматривает ликвидацию 191 несанкционированной свалки в городах и 88 наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда до конца 2024 года. Корректировка плана проводится регулярно. Она коснулась проекта ликвидации к концу 2023 года 53 свалок в городах и трех объектов накопленного вреда. Пересмотр сроков реализации (а порой и бюджетов) связан с изменением внешних факторов, которые влияют на устойчивость развития страны.
Чем вызван срыв сроков мероприятий «Чистой страны» (о проблеме «РГ» писала в номере от 8 августа. — Прим. ред.)? Где-то нет специалистов и научно разработанных механизмов рекультивации мусорных полигонов. Где-то неверно оценили объем работ и необходимое для этого финансирование. Где-то не хватает опыта. В ряде регионов власти просто недооценили сложность проектов и отложили их воплощение на конец года. Одно тянет за собой другое: если опыта нет, то невозможно грамотно оценить фронт работ, что ведет к просчетам в технологиях или в структуре расходов. Иногда в проектную смету не закладывают затраты на исследования, недофинансируют закупку оборудования, материалов и услуг, не учитывают реальные сроки поступления средств.
К срыву проектов приводят и конфликты интересов. Для этого достаточно, чтобы в проекте оказались организации, получающие выгоду от существования свалок (они, соответственно, препятствуют их ликвидации), и организации, имеющие финансовый интерес в производстве и продаже товаров, связанных с мусором. Во многих проблемах с реализацией этого нацпроекта виноваты конфликты между заинтересованными сторонами: местными властями, общественными организациями и частными инвесторами. Негативное отношение населения также может служить препятствием к реализации мусорных проектов.
Проблема возникла не сегодня и не в отдельно взятых регионах, которые не смогли уложиться в срок. Ее корни — в нашем недавнем прошлом. За последние два-три десятилетия значительно пострадала система образования и подготовки профильных специалистов, способных разрабатывать и реализовывать жизнеспособные проекты в сфере экологии, архитектуры, инженерии, бережного природопользования. Зачастую она и вовсе не развивалась. И если в Москве, Санкт-Петербурге и крупных городах еще можно найти специалистов, компании и организации под такие задачи, то на периферии возникают затруднения. Регионы сталкиваются с недостатком опыта и знаний у уже работающих профессионалов, сложностью в привлечении новых кадров из-за более низких, чем в столице, зарплат и невозможности обеспечить необходимые условия для работы (жилье, транспорт и так далее).
Разумное потребление — то, что может и должен сделать каждый человек для решения проблемы загрязнения окружающей среды
Что же делать? Ответ один: учить, готовить кадры, поддерживать разработки предприятий, хорошо зарекомендовавших себя в сфере рекультивации.
Несмотря на долгосрочную перспективу реализации проекта «Чистая страна», необходимо производить его качественную и количественную оценку минимум раз в полгода. Это позволяет выявлять и оперативно устранять дефекты. На каждом промежуточном этапе становится понятно, что может вызвать задержку, и это дает возможность своевременно корректировать и дорабатывать проекты. Нельзя ставить только один качественный показатель в конце срока — необходимо ставить ключевые задачи на всем пути выполнения работ.
Однако общего документа, который бы отражал систему оценки эффективности на всех уровнях, нет — за исключением указа президента N 474. Эффективность измеряют только с точки зрения освоения бюджетных средств, направленных на реализацию проекта. Эти методики в первую очередь направлены на экономические показатели. Таким образом, основой общей оценки стала оценка экономической эффективности. Ключевым результатом реализации национальных программ становится повышение экономических показателей, что достаточно сложно увидеть при завершении проекта ликвидации свалки или рекультивации земли. Это исключает возможность достижения и оценки действительной цели проекта, если он не включен в сектор экономики.
Также возникает проблема в определениях. Понятие эффективности при ликвидации свалок может быть истолковано абсолютно по-разному. А значит, и система оценки такого проекта не может быть объективной. Необходимо закрепить общие понятия и критерии оценки эффективности.
Необходимо упомянуть и о платформе «Национальные проекты глазами людей». Она позволяет правительству получать обратную связь от граждан и видеть недостатки, ошибки, которые могли быть допущены. Также это позволяет гражданам принимать участие в деятельности государства по решению стратегических задач. По обращениям граждан осуществляется выезд экспертных групп для мониторинга, выявления проблемных зон и оказания помощи регионам.
Каких экономических стимулов не хватает для того, чтобы наладить ответственное обращение с бытовыми отходами и их цивилизованную утилизацию? Во всех странах стимул один: штрафы для граждан и юридических лиц. Ничто так кардинально не меняет менталитет людей, не подвигает их к бережному природопользованию и добровольной сортировке мусора, как финансовые взыскания.
Строгие меры введены во многих государствах. В самом чистом Сингапуре на улице запрещено жевать жвачку, есть, кормить голубей, плевать, бросать фантики и многое другое. Первичный штраф в одну тысячу сингапурских долларов и повторный в виде лишения свободы мотивирует к аккуратности не только граждан, но и гостей страны. В Швейцарии бытовой мусор выбрасывают в специальных маркированных мешках за полтора-два франка. Можно сэкономить на пакетах и заплатить за выброс мусора три тысячи франков.
В Германии за неправильное распределение отходов, превышение веса контейнера, слишком спрессованный мусор или просто переполненные баки также предусмотрен штраф. Его размер устанавливается на уровне федеральной земли. Обычно в первый раз ошибка обходится в 10-20 евро, но за регулярные нарушения могут выписать штраф до 2,5 тысячи. В Англии можно выбросить фантик или выгулять питомца, не убрав за ним, за 80 фунтов. В Японии за незаконный выброс мусора можно оказаться в тюрьме лет на пять и получить штраф в 10 миллионов йен.
В Австралии на государственном уровне рекомендовано не только контролировать свой мусор, но и отслеживать поведение других граждан и юридических лиц, чтобы информировать об их нарушениях.
Разумное потребление — то, что может и должен сделать каждый человек для решения проблемы загрязнения окружающей среды и защиты планеты от мусора. Мы должны осознанно уменьшать количество упаковки и товаров в своей жизни, стремиться к эффективному долгому использованию вещей и переработке большего количества отходов. То есть вернуться к тем принципам, которые прививали в школе еще какие-то 30 лет назад. Детей сызмальства приучали быть опрятными, чистыми, не мусорить, дежурить по классу и школе, поддерживать порядок не только в своем доме, но и во дворе, на улице, в городе.
Об авторе
Татьяна Захарова, кандидат наук, доцент базовой кафедры Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «Капитаны» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство» РЭУ имени Г. Плеханова.