C 1 сентября 2023 года 29 российских городов подключились к федеральному проекту «Чистый воздух». Большинство из них находится в Сибири и на Дальнем Востоке, результаты оценят почти семь миллионов человек.
Начало эксперимента
Эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу начался в 2019 году. К нему присоединились 12 городов: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита. К концу 2026 годы объёмы вредных выбросов в атмосферу должны здесь сократиться не менее чем на 20% от уровня 2017 года.
Для каждого города зафиксированы источники загрязнения, утверждены и работают комплексные планы мероприятий по снижению выбросов, в которых детально прописано, как и в какие сроки справляется с поставленной задачей каждый объект. По итогам 2022 года объёмы выбросов уже снизились на 11%.
В городах «Чистого воздуха» газифицируют и переводят на централизованное отопление частный сектор, меняют общественный транспорт на более экологичный, а бизнес уже вложил в экологическую модернизацию своих производств более 450 миллиардов рублей. Так, например, за последние четыре года объём выбросов Череповецкого металлургического комбината снизился больше чем на 45 тысяч тонн, а в Норильске «Норникель» до конца года проводит реконструкцию Надеждинского металлургического завода, в результате чего производство снизит выбросы почти на 50%.
Строго по плану
Весь этот путь предстоит пройти новичкам: Гусиноозёрску, Селенгинску, Улан-Удэ (Республика Бурятия); Махачкале (Республика Дагестан); Кызылу (Республика Тыва); Абакану, Черногорску (Республика Хакасия); Барнаулу (Алтайский край); Петровску-Забайкальскому (Забайкальский край), Ачинску, Лесосибирску, Минусинску (Красноярский край); Уссурийску (Приморский край); Комсомольску-на-Амуре, Чегдомыну (Хабаровский край); Астрахани (Астраханская область); Ангарску, Зиме, Иркутску, Свирску, Усолье-Сибирскому, Черемхову, Шелехову (Иркутская область); Кемерову (Кемеровская область); Кургану (Курганская область); Искитиму (Новосибирская область); Новочеркасску, Ростову-на-Дону (Ростовская область) и Южно-Сахалинску (Сахалинская область). Высокие и очень высокие показатели загрязнения воздуха в этих промышленных центрах фиксировались в течение пяти лет.
«Городам, где остро стоит проблема качества воздуха, необходимы все механизмы снижения выбросов и улучшения экологической ситуации. Это и модернизация коммунальной инфраструктуры, и экологическая модернизация промышленных предприятий. Потребуются решения по переводу частных домовладений на экологичные виды отопления, а также закупка экологичного общественного транспорта. В списке – 29 городов, где по итогам наблюдений отмечен высокий или очень высокий уровень загрязнения воздуха. В каждом городе будут проведены сводные расчёты загрязнений и утверждён комплексный план по снижению выбросов в атмосферу. То есть для каждого города необходимо будет предусмотреть отдельные мероприятия, а для каждого загрязнителя — строгую ответственность за соблюдение экологических норм», — сказала вице-премьер Виктория Абрамченко.
С 1 сентября 2023 года Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды (ВНИИ Экология, подведомственное учреждение Минприроды России) начинает обследование транспортного потока в 29 городах. Специалисты при помощи видеофиксации изучат наиболее загруженные участки дорог, а искусственный интеллект поможет определить тип и скорость автотранспорта, чтобы затем оценить выбросы в атмосферу.
Это необходимо для проведения сводных расчётов загрязнения воздуха, которые должны быть готовы до 15 июня 2024 года.
До 15 декабря 2024 года Роспотребнадзор сделает расчёт и оценку загрязняющих веществ, укажет, какие из них нужно снизить, чтобы не было угрозы здоровью людей. Росприродназдор до 15 марта 2025 года установит квоты выбросов для каждого объекта, который загрязняет воздух.
К 15 декабря 2025 года должны быть утверждены все 29 комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Далее начнутся непосредственно сами мероприятия.
«Задача новых городов – к 2030 году снизить объёмы выбросов опасных загрязняющих веществ в атмосферу не менее чем на 50%. Минприроды ещё в 2022 году начало подготовительную работу с регионами, чьи города вошли в список федпроекта «Чистый воздух», – комментировал глава Минприроды России Александр Козлов.
Ждать нельзя, приступать
Опыт 12 пилотных городов федерального проекта показал, как нужно бороться с загрязнением воздуха. Новые участники «Чистого воздуха», параллельно с проведением всех необходимых предварительных этапов, уже активно работают над решением проблемы.
В Улан-Удэ, Абакане, Черногорске, Минусинске, Искитиме, Южно-Сахалинске уже частично модернизируется коммунальная инфраструктура за счёт региональных бюджетов.
Так, например, в Улан-Удэ идёт эксперимент по использованию бездымного топлива для отопления частного сектора. При его применении в 50 раз снижаются выбросы вредного бензапирена, а выбросы взвешенных веществ и диоксида серы исключаются полностью. Далее, по федпроекту «Чистый воздух» здесь планируется построить котельную на этом топливе.
В Южно-Сахалинске идёт газификация частного сектора, по федпроекту планируется перевести на газ порядка 10 тысяч домовладений.
В Ростове-на-Дону есть проблема перегруженности автодорог, соответственно, загрязнения воздуха выхлопными газами. Здесь планируется обновить парк общественного транспорта, трамвайные сети, а также построить дорогу в обход жилых районов. Махачкала и Астрахань займутся развитием транспортной инфраструктуры, а в новосибирском Искитиме также планируют запустить объездную дорогу.
Особое внимание – городам Хакасско-Минусинской котловины. Это низина, и из-за этого в отопительный сезон Абакан, Минусинск и Черногорск сталкиваются с проблемой смога.
Для Абакана, Черногорска и Минусинска подготовительный этап «Чистого воздуха» должен пройти быстрее: комплексные планы должны быть готовы к середине следующего, 2024 года. Власти Абакана уже в 2022 году провели эксперимент по переводу частного сектора на электроотопление и бездымное топливо, который показал 50% снижение вредных выбросов в атмосферу.
Иркутская область рассматривает возможность газификации технологических процессов промышленных предприятий, объектов топливно-энергетического комплекса, а также развитие рынка газомоторного топлива в регионе.
Бурятия планирует снизить выбросы, в том числе за счёт модернизации коммунальной инфраструктуры, Приморье и Хабаровский край готовятся перевести в своих городах-участниках федпроекта котельные на газ, а также общественный транспорт на более экологичный вид топлива.
Курганская область прорабатывает возможность оснащения светофоров специальным оборудованием, которое позволит эффективнее управлять дорожным движением, в результате чего будет меньше пробок.
«Проблема грязного воздуха в городах очень давняя, в основании её много вопросов, которые копились десятками лет. На старте «Чистого воздуха» в городах были устаревшие производства и общественный транспорт, чадящие котельные, частный сектор на угольном отоплении. Благодаря системной работе федерального центра, регионов и бизнеса ситуация начала меняться для первых 12 промышленных центров, а теперь изменится ещё для 29. Работы много, важна каждая отдельная задача, ведь речь идёт о качестве жизни, здоровье людей, сохранении экологии городов. Это приоритет номер один у государства», — отметил Александр Козлов.