В рамках Международной конференции по химии «Байкальские чтения-2023» Федеральный экологический оператор провел круглый стол, посвященный технологиям ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.
Участники круглого стола рассмотрели широкий круг вопросов в сфере ликвидации объектов накопленного экологического вреда: от технологических решений и нормативно-технического регулирования до обеспечения независимого экологического мониторинга проектов, в том числе в части прозрачного механизма общественного контроля за ходом их реализации. Особое внимание в ходе дискуссии было уделено ключевым целям и задачам научно-технического сопровождения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, а также влиянию объектов накопленного вреда на состояние здоровья населения, проживающего в зоне их негативного влияния.
Открывая встречу, директор Иркутского института химии им. А.Е. Фаворского СО РАН Андрей Иванов отметил, что Федеральный экологический оператор реализует в Иркутской области уникальный проект по ликвидации объекта накопленного экологического вреда на территории г. Усолья-Сибирское.
«Любой подход и проблематика, обнаруженные по факту совместной работы, станут комплексным решением, которое можно будет использовать неоднократно», – подчеркнул Андрей Иванов.
Генеральный директор ФГУП «ФЭО» Максим Погодин отметил, что реализация крупных «зеленых» проектов требует глубокого взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами, что невозможно без проведения тесных совместных коммуникаций.
«Знания и опыт, которые мы приобрели за последние пять лет, были разными. Где-то мы смогли по-новому посмотреть на уже известные инструменты, как, например, гидрогеологическое моделирование, ставшее эффективным механизмом при выработке проектных решений. Где-то нам пришлось столкнуться с трудностями, где-то мы обнаружили потенциал для дальнейшего развития. Но главное, что мы вынесли для себя, – это важность открытого диалога, обмена мнениями, идеями, опытом», – подчеркнул Максим Погодин.
Ввиду высокой вариативности параметров промышленных объектов накопленного экологического вреда, сформировать набор унифицированных решений не представляется возможным. В этой связи одним из перспективных направлений является разработка универсального алгоритма комплексного анализа объектов и выбора технологий. Эта масштабная и сложная работа проводится при участии Российской академии наук. Как отметил вице-президент Российской академии наук Степан Калмыков, РАН осуществляет научную экспертизу и сопровождение многих сложных экологических проектов на территории страны, для чего на ее базе был сформирован отдельный научно-технический совет по глобальным экологическим проблемам, объединяющий более 60 ученых и практиков из разных научных областей.
В ходе дискуссии участники подробно рассмотрели вопросы внесения необходимых изменений в законодательство в области ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде. Заместитель директора департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России Илья Кузнецов подчеркнул важность принятия «Усольского закона», закрепляющего за собственниками производств с отходами I и II классов ответственность по ликвидации нанесенного в ходе промышленной деятельности экологического ущерба.
Также в федеральном законе «Об охране окружающей среды» закреплена система окрашенных платежей в сфере экологии, установлен приоритет для финансирования работ по ликвидации объектов накопленного экологического вреда. Сформирована система по предотвращению возникновения объектов накопленного вреда окружающей среде: за 5 лет до окончания жизненного цикла опасных производственных объектов соответствующие предприятия должны разработать план мероприятий по ликвидации с механизмом обеспечения финансирования таких работ. В августе был подписан 449-ФЗ, из которого следует, что системная работа по ликвидации объектов накопленного вреда состоит из трех основных блоков: инвентаризация объектов, их учет и ликвидация. Инвентаризация проводится путем выявления таких объектов, а также их обследования и оценки. Выявлением объектов на муниципальной территории занимаются органы местного самоуправления, земельные участки, которые находятся в собственности РФ, относятся к полномочиям государственных субъектов. За федеральные территории отвечают федеральные органы исполнительной власти. После того как происходит выявление объектов, соответствующий материал направляется в Росприроднадзор для их обследования и оценки. Росприродназор направляет материалы в Роспотребнадзор для оценки рисков для населения. Достоверность сметной стоимости проводимых работ по ликвидации объектов накопленного экологического вреда также проводит Росприроднадзор.
Особое внимание участники круглого стола уделили независимому общественному контролю за ходом работ, так как конечными потребителями проектов являются люди, проживающие в зоне негативного воздействия.
«У Росатома и Федерального экологического оператора механизм общественного контроля при реализации крупных проектов уже отработан. Есть успешный кейс в Челябинской области при ликвидации городской свалки. Отмечу максимальную информационную открытость Федерального экологического оператора, который предоставляет все данные и организовывает техтуры на площадку для общественности и экспертов», – отметил председатель Общественного совета Минприроды России Александр Закондырин.
Контроль за ходом работ осуществляет также Общественная палата Иркутской области, Экологический совет Иркутской области при Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ.
«Мы регулярно посещаем объекты накопленного экологического вреда в Иркутской области. Наша задача – помочь реализовать проект с учетом всех требований природоохранного законодательства и экологической безопасности», — поделился заместитель председателя Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Иркутской области Андрей Анисов.
О медицинском сопровождении ликвидаторов накопленного экологического вреда на территории «Усольехимпрома» рассказал директор Восточно-Сибирского института медико-экологических исследований Олег Лахман. Одно из прозвучавших предложений – создание в «горячих экологических точках» медико-экологических научных центров, аккумулирующих научные знания и лучшие практики, для их тиражирования и внедрения в различных регионах.
Кроме того, большое внимание было уделено перспективам развития нарушенных территорий на примере площадки бывшего «Усольехимпрома». Именно здесь реализуется глобальный проект по созданию Федерального центра химии, где будут открыты новые высокотехнологичные химические производства, отвечающие самым высоким требованиям по экологической безопасности.
«Госкорпорация «Росатом» в лице Федерального экологического оператора провела колоссальную работу по рекультивации площадки бывшего «Усольехимпрома». Наш Президент неоднократно отмечал, что, кроме рекультивации и очистки территории, необходимо сформировать условия для устойчивого долгосрочного социально-экономического развития Усолья-Сибирского, – отметила депутат Государственной Думы Российской Федерации Мария Василькова. – Важно отметить, что Федеральный центр химии «Усолье-Сибирское» является пилотным проектом, который может стать основой мегапроекта «Импортозамещение критической химической продукции». Создание Федерального центра химии обеспечит импульс для развития химической промышленности в стране, даст импульс развитию города через реализацию комплексного подхода, направленного на долгосрочное социально-экономическое развитие территории».
В работе круглого стола приняли участие представители Государственной Думы РФ, Минприроды России, Российской академии наук, Госкорпорации «Росатом», Федерального экологического оператора, Иркутского института химии им. А.Е. Фаворского СО РАН, Восточно-Сибирского института медико-экологических исследований, УралНИИ «Экология», РХТУ им. Д.И. Менделеева, Общественного совета Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Общественной палаты Иркутской области, Экологического совета Иркутской области при Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ и научных сообществ.
По итогам круглого стола участники сформировали основные направления развития сферы ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и сформулировали ключевые аспекты, на которые стоит обратить особое внимание при реализации таких проектов в России в перспективе.