Общие усилия стран — членов ассоциации могут привести к появлению новых мировых драйверов в сфере устойчивого развития
Несмотря на новые геополитические реалии, темы социально-экономической устойчивости, сотрудничества в области зеленых инноваций и низкоуглеродного развития, защиты окружающей среды и минимизации антропогенного воздействия на климат планеты остаются одними из главных в глобальной повестке. Россия даже в условиях западных санкций не намерена отказываться от своих инициатив в сфере устойчивого развития. Однако с учетом изменившейся международной обстановки ей совместно с дружественными странами предстоит искать новые форматы для реализации ESG-инициатив. В частности, в рамках альянса БРИКС, в котором со следующего года наша страна займет пост председателя. Об этом говорили участники международной сессии «Глобальные вызовы зеленой повестки: проверка на прочность и катализатор сотрудничества стран БРИКС», которая прошла в ходе VIII Восточного экономического форума по инициативе «Сбера». Модератором мероприятия выступил первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин.
Природа бьет в набат
Климатические изменения уже заметны невооруженным глазом, очередной звоночек прозвенел совсем недавно: как сообщила в начале сентября Всемирная метеорологическая организация, прошедшее лето стало самым жарким за всю историю наблюдений, глобальная средняя температура в июне–августе 2023 года составила 16,77 градуса Цельсия, что на 0,66 градуса Цельсия выше среднего сезонного показателя 1991–2020 годов. «Климатический кризис начался», — заявил, комментируя это сообщение, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.
Подобные климатические изменения чреваты серьезными последствиями: они приводят к засухам и лесным пожарам в одних регионах и штормам, ливням и наводнениям в других, таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана, деградации зоны вечной мерзлоты. Решать подобные вопросы возможно только совместными усилиями, в рамках международного сотрудничества.
В августе в ЮАР на 15-м саммите БРИКС обсуждалось, какую роль могут сыграть участники альянса в глобальном ESG-процессе. БРИКС на сегодня — один из наиболее значимых в мировом масштабе блоков. Входящие в него страны имеют большой потенциал для стимулирования развития зеленой повестки, в том числе за счет внедрения практики ответственного финансирования, синхронизации правового поля и реализации совместных проектов по энергопереходу.
Так, в ходе саммита председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин заявил: «Страны БРИКС должны быть соратниками на пути развития и возрождения, противостоять разъединению и разрыву связей, а также экономическому принуждению». Президент Бразилии Лула да Силва отметил роль стран глобального Юга в вопросах борьбы с изменением климата и добычи полезных ископаемых, востребованных в современной промышленности. «Страны БРИКС должны продвигать интересы глобального Юга и призывать промышленно развитые государства соблюдать свои обязательства по поддержке действий в сфере климата», — отметил президент ЮАР Сирил Рамафоса.
Российский президент Владимир Путин обозначил готовность РФ продолжать развивать сотрудничество в рамках БРИКС в области декарбонизации экономики, снижения антропогенного воздействия на природу, адаптации к изменениям климата. Он подтвердил планы достичь углеродной нейтральности российской экономики не позднее 2060 года.
Эксперты считают, что России в качестве председателя БРИКС важно реализовать максимум возможностей для межгосударственного сотрудничества в части решения климатических проблем и перехода к зеленой экономике. На саммите БРИКС наша страна выступила с инициативой по созданию в рамках альянса Контактной группы по устойчивому развитию и климату.
При этом РФ остается открытой для сотрудничества в области устойчивого развития со всеми странами мира. Как заметил в ходе вышеупомянутой сессии «Сбера» на ВЭФ первый заместитель министра экономического развития РФ Илья Торосов, нужно отстаивать права государств на самостоятельность, в частности при определении путей снижения выбросов. «Важная задача, которая перед нами стоит, — не допустить никаких барьеров при декарбонизации», — сказал он.
Общие вызовы
Для развития ESG-инфраструктуры альянса в первую очередь необходимо сосредоточиться на сотрудничестве в области развития зеленых инноваций, гармонизации таксономий, а также развития рынка углеродного регулирования. При этом во главу угла встает вопрос об инвестициях. На уже упомянутом саммите БРИКС в Йоханнесбурге подсчитали, что для реализации климатических и адаптационных проектов на пространстве БРИКС потребуется от $6 трлн до $8 трлн в год.
По словам Ильи Торосова, для России вопросы национальной повестки устойчивого развития остаются актуальными и в контексте модернизации российской экономики. Он акцентировал внимание на том, что РФ будет концентрироваться на свободном движении капиталов, взаимном признании в странах БРИКС ESG-отчетности и верификаторов, создании общей системы торговли углеродными единицами.
«Мы сейчас запустили огромный научный проект по созданию своей модели по выбросам, оценке климата в целом в мире и в нашем государстве, прежде всего в русле того, как это влияет на экономику, в том числе для планов по адаптации российской экономики к изменению климата и энергопереходу. И эту работу планируем закончить в 2025–2026 годах», — прокомментировал Илья Торосов.
Диверсификация в ESG-подходах
При этом ключевые направления продвижения в вопросах устойчивого развития у стран — партнеров БРИКС различаются в зависимости от географических, экономических, отраслевых и других особенностей. В частности, на сессии по теме устойчивого развития на ВЭФ заместитель директора Лаборатории углеродной нейтральности Дунгуаньского инновационного центра Университета Цинхуа Мэн Сянъюй отметил лидирующие позиции Китая в производстве оборудования для возобновляемой энергетики, крайнюю обеспокоенность властей экстремальными погодными явлениями и их готовность к международному сотрудничеству для решения проблем с изменением климата. Также он сообщил о намерении КНР рассчитывать углеродный след ввозимой в страну продукции. Учитывая огромные объемы сырьевого экспорта в Поднебесную, это может стать важным направлением двусторонних отношений России и Китая в разрезе энергоперехода.
Как отмечал ранее в ходе саммита БРИКС Си Цзиньпин, Китай также намерен создать научно-инновационный инкубационный парк «Китай-БРИКС» и рассмотреть вопрос о формировании глобальной платформы сотрудничества БРИКС в области спутникового дистанционного зондирования и применения полученных данных в сельском хозяйстве, сферах охраны окружающей среды и борьбы со стихийными бедствиями в различных странах.
По оценкам Всемирного банка, для достижения к 2060 году нулевого уровня выбросов Китаю необходимо до $17 трлн дополнительных инвестиций в зеленую инфраструктуру и развитие инновационных технологий в энергетическом и транспортном секторах.
У Индии, как считает основатель и директор Consun Energy Solution Private Limited Илангован Ангая, акцент на энергетику: страна занимает третье место в мире по энергопотреблению и одновременно входит в тройку лидеров в сфере развития зеленой энергетики — объем фонда развития альтернативных источников энергии составляет более $40 млрд. Сейчас на повестке — развитие технологий сохранения зеленой энергии, поскольку полагаться на стабильную бесперебойную работу природных источников нельзя. «Сохранение энергии — новая нефть», — уверен Илангована Ангая.
По словам соучредителя и вице-президента Совета экономического лидерства Африки Перси Морапеди Коджи, для его континента крайне важна S-компонента ESG-повестки — социальные вопросы, в частности интеграция в общественную и экономическую жизнь молодежи и ее привлечение к зеленым инициативам. Для континента со стремительно растущим населением это особенно актуально.
Еще одна важная задача, стоящая перед странами африканского континента, — обеспечение продовольственной безопасности. «Для этого потребуются политические решения, которые будут способствовать развитию сельского хозяйства, активизируют притоки капитала, коммерческое кредитование… Африка может развивать сельское хозяйство, добычу природных ресурсов, вместо того чтобы импортировать их из других регионов. В этом случае Африка сможет стать самодостаточной и достигнуть устойчивого развития», — отметила Слаузи Зодва Могами, основатель, главный исполнительный директор, председатель Ladies in the Frontline. И тут вполне может помочь бразильский опыт.
Маурисио Антонио Лопес, старший научный руководитель ведущей бразильской агротехнологической корпорации Embrapa, подчеркивает, что Бразилия как одна из крупнейших агроиндустрий в мире в том числе активно внедряет цифровые технологии в сельское хозяйство: сегодня доля цифровизации агросектора страны достигает почти 50%, что позволяет сделать отрасль экологичнее.
Правительство Бразилии разделяет те меры, которые имеют экологическое содержание. Как отметил Этторэ Мариа Ломбарди, доктор наук, старший исследователь Университета Бразилиа, в стране действуют специальные программы, поддерживающие ESG-повестку. По оценкам Всемирного экономического форума, Бразилии потребуются инвестиции примерно в $200 млрд для достижения промежуточных целей в области климата к 2030 году.
Большие перспективы сотрудничества и обмена опытом в этом направлении есть и у России. Как отмечает Александр Ведяхин, российская сторона уже принимает активное участие в процессе: так, «Сбер» разрабатывает сервисы на базе искусственного интеллекта, например уникальные модели по обнаружению и мониторингу тайфунов, и в настоящее время рассматривает возможность создания на их основе специальных моделей для интеграции в ESG-проекты на страновом уровне.
Новые идеи светлого и зеленого будущего
О том, как развивать инициативы по устойчивому развитию БРИКС и формировать единую площадку для обмена передовым опытом по актуальным проблемам, рассказал Александр Ведяхин. По его словам, «Сбер» планирует активно включиться в решение задач повестки и уже сейчас совместно с партнерами готовит предложения по созданию Единого реестра климатических проектов БРИКС. Сервис станет одним из этапов создания общерыночных механизмов углеродного регулирования, в том числе с учетом возрастающего торгового оборота между странами-участниками.
Кроме того, Ведяхин предложил сформировать Центр экспертизы в области устойчивого развития и климата стран БРИКС. Инициатива по созданию центра нацелена в первую очередь на синхронизацию межстранового регулирования в области декарбонизации и климатической повестки и обмен лучшими практиками. Предложение получило положительную оценку со стороны Ильи Торосова. Эксперты также отмечают, что, являясь амбассадором ESG-трека на отечественном рынке, «Сбер» в ближайшем будущем может стать центром экспертизы и для клиентов и партнеров стран БРИКС.