Исследовательская группа преподавателей кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ им. Г.В.Плеханова в рамках реализации научно-исследовательской работы «Разработка модели трансформации корпоративного управления отечественных публичных компаний на основе ESG-стандартов» изучила состояние дел, связанных с ESG-культурой отечественного бизнеса. Мы провели опрос среди сотрудников 237 российских компаний, определив ESG-культуру как совокупность ценностей этичного отношения к коллегам, клиентам и обществу, заботы об окружающей среде, реализуемых компаниями в операционном и стратегическом управлении.
Половина всех участников опроса – руководители среднего звена, высшие руководители составили 15%, остальные опрошенные – руководители низового уровня управления и рядовые сотрудники. В опросе мы попытались выяснить, насколько персонал компаний осведомлен о сущности и содержании ESG-повестки.
Наибольшее количество опрошенных компаний относилось к электроэнергетике и топливно-энергетического комплексу (ТЭК) (35% и 12,5% соответственно). Отмечу, что в компаниях этих отраслей респонденты проявили максимальную активность и дисциплинированность. Поэтому нам с коллегами показалось интересным отдельно оценить результаты их опроса. Оказалось, что даже рядовые сотрудники там знают точный ESG-ранг их организации в различных рейтингах. Считаю, что это свидетельствует о планомерно реализуемой ESG-повестке и положительно характеризует корпоративную культуру энергетических компаний.
В результате изучения анкет компаний других отраслей, среди которых транспорт, строительство, банковский сектор, машиностроение и т.д., мы пришли к выводу, что практически 100% рядовых сотрудников не владеют информацией о включенности их компании в ESG-рейтинги и вообще имеют весьма смутные представления о повестке устойчивого развития. При этом руководители высшего звена уверенно рассуждают о преимуществах внедрения ESG-повестки в бизнес-практику, владеют инструментами интегрирования приемов экологически-ответственного и социально-ориентированного корпоративного управления в повседневную деятельность. Что касается руководителей среднего звена, в основном они понимают важность ESG-стратегии, но в своей повседневной работе почти не сталкиваются с необходимостью ее реализации. Руководители низового звена управления отметили, что им практически ничего не известно о сути эколого-социального ответственного корпоративного управления, и они не осознают практических выгод от применения анализируемого инструментария.
Основная масса опрошенных (88,5%) о содержании в корпоративной культуре положений об ответственном отношении к экологии, высоком качестве управления и социальных программах ответили положительно. Но тут следует учитывать, что большинство отвечавших – руководители высшего и среднего звена управления. При этом 57% рассказали об отражении экологической политики в локальных нормативно-правовых актах, что свидетельствует о наличии потенциала роста ESG-культуры.
93% опрошенных всех категорий подтвердили, что в процессе принятия управленческих решений руководство учитывает экологические и социальные риски.
Сокращение выбросов вредных веществ, использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ), управление отходами, улучшение условий труда требуют переориентации бизнес-моделей. При этом ESG-культура отечественных публичных компаний является системообразующим элементом формируемой ESG-модели корпоративного управления.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что в целом российский бизнес положительно воспринимает идеологию социально-ответственного, эколого-осознанного корпоративного управления, даже если сотрудники компаний не в полной мере ориентируются в ее терминологии.