Одной из главных тем второго заседания шестой сессии Законодательного Собрания стал доклад о состоянии и охране окружающей среды в 2022 году.
«Воздух, вода и отходы»
Открывая заседание, спикер краевого парламента Алексей Додатко выделил этот вопрос особо. В итоге обсуждение получилось не только «долгоиграющим», но и достаточно эмоциональным.
С докладом перед депутатским корпусом выступил министр экологии Владимир Часовитин — считать его новым главой ведомства было бы не совсем правильно, поскольку ранее Владимир Анатольевич уже занимал эту должность и ушел в 2019-м по собственному желанию. Отметим, что к началу заседания сессии он после возвращения не проработал и недели.
«Хотел бы коснуться тех вопросов, которые, на мой взгляд, должны в настоящий момент однозначно стоять перед министерством, — сказал Владимир Часовитин. — Губернатором абсолютно правильно часть полномочий министерства экологии передана другому министерству для того, чтобы мы сосредоточились на трех основных проблемах — это воздух, вода и отходы».
И первым делом обратил внимание депутатов на то, что в Красноярске промышленные выбросы крупных предприятий значительно превышают остальные источники загрязнения воздуха.
Далее министр напомнил: Ачинск, Лесосибирск и Минусинск с 1 сентября вошли в федеральный проект «Чистый воздух». Сейчас разрабатываются муниципальные программы по снижению выбросов в Канске и Назарове.
Также прозвучало, что в Красноярском крае создана эффективная система экологического надзора (глава ведомства даже назвал ее уникальной для России), она позволяет краю иметь «очень эффективный рычаг воздействия» на нарушителей законодательства.
В свою очередь, систему мониторинга необходимо улучшать, в частности, не хватает мобильных пунктов контроля за экообстановкой, они пока есть только в Красноярске и Норильске.
От атмосферного воздуха докладчик перешел к мусорной реформе, к системе обращения с отходами. По созданию необходимой инфраструктуры похвастаться нечем: как прозвучало, с 2018 года введены только три объекта.
С 2019 по 2022 год на реализацию мероприятий по обращению с ТКО было выделено более 778 миллионов рублей из краевого и федерального бюджетов, однако это не привело к каким-то принципиальным изменениям.
Есть серьезные вопросы и по региональным операторам, например, их деятельность в двух технологических зонах сейчас оспаривается в суде.
Никуда не ушла и проблема несанкционированных свалок: 1200 зафиксировано официально (часть из них ликвидирована), но все понимают, что их значительно больше.
Цена чистого воздуха
Обсуждение ежегодного доклада получилось по-настоящему горячим.
«Видим движение вперед, но также много мест, где буксуем», — отметил председатель Законодательного Собрания Алексей Додатко.
«К сожалению, сегодняшний доклад — это набор статистических данных, а должна быть аналитика», — подчеркнул зампредседателя комитета по природным ресурсам и экологии Юрий Захаринский. И предложил включить в ежегодный доклад данные по таянию вечной мерзлоты. Другая инициатива Юрия Николаевича касалась того, чтобы в структуру правительства региона была введена должность вице-премьера, ответственного за природные ресурсы, лесной комплекс и экологию.
Председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Владислав Зырянов спросил напрямую: что именно министр собирается предпринять, чтобы улучшить ситуацию с атмосферным воздухом в Минусинске? Как прозвучало, планируется перевести несколько источников загрязнения (в первую очередь частный сектор) на другие виды топлива. Примером может служить Республика Хакасия, граничащая с Минусинским районом, где уже есть субсидии по снижению тарифа на электроэнергию.
Вице-спикер Дмитрий Свиридов сообщил о том, что во многих северных поселках проблема ТКО не решается, а регоператор никак себя не проявляет.
На водные ресурсы предложил обратить внимание председатель комитета по экономике и налоговой политике Егор Васильев — речь идет о загрязнении рек теми, кто добывает различные металлы, в первую очередь золото.
Зампредседателя комитета по строительству, ЖКХ и вопросам ГО и ЧС Елена Пензина напомнила о том, что давно надо провести ревизию и территориальной схемы, и принятых за пять лет решений по оборудованию, приобретенному, но не используемому.
Вице-спикер Андрей Новак предложил кратно увеличить финансирование по линии министерства. И задал вопрос: сколько надо денег на решение всех экологических вопросов на территории Красноярского края?
Но Владимир Часовитин назвал лишь сумму, которая требовалась несколько лет назад для того, чтобы уменьшить на 20 процентов объем выбросов в краевой столице, — 200 миллиардов рублей.
«Я исхожу из того, что Красноярск исторически — это промышленный центр, и в любом случае идеально чистого неба над ним не будет. Вместе с тем существуют механизмы и технологии, которые сейчас позволят нам, сохранив предприятия, резко улучшить экологическую ситуацию в городе», — сделал программное заявление новый старый глава ведомства.
Необходимо взаимодействие
В обсуждении также приняли участие председатели комитетов: Людмила Магомедова, Вера Оськина, Илья Зайцев, депутаты Ирина Иванова, Юрий Адаменко, Денис Терехов и другие.
А Александр Бойченко заявил, что именно депутатскому корпусу следует возглавить работу по улучшению экологической ситуации в крае.
«Вопросы экологии на самом деле межведомственные, и одно министерство без взаимодействия с коллегами из других министерств точно их не решит», — сказал председатель комитета по природным ресурсам и экологии Виталий Дроздов. И отметил: после получения из минэкологии информации о том, как выполнено постановление Законодательного Собрания, принятое в 2022-м, он назвал бы это «информацией о невыполнении».
В итоге председатель профильного комитета предложил прошлогоднее постановление не снимать с контроля. При этом вопросы краевых парламентариев войдут в постановление, которое будет принято на следующем заседании сессии Заксобрания.
КОММЕНТАРИЙ
Виталий Дроздов, председатель комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Красноярского края:
- Формат работы над докладом предполагает, что будет принято постановление с нашими предложениями о том, что надо сделать для улучшения экологической ситуации в Красноярском крае.
Есть два больших и важных направления. Первое — чистый воздух. У нас изначально два города вошли в федеральный проект по чистому воздуху, это Норильск и Красноярск, с 1 сентября к ним добавились Минусинск, Ачинск и Лесосибирск. Но мы еще несколько лет назад инициативно предлагали, помимо этих трех малых городов, включить Канск и Назарово в краевой проект по чистому воздуху, поскольку там тоже сложная ситуация. Для этого необходимы меры финансового характера, перестройка структуры, необходимо решать в каждом случае, где какие шаги предпринять. Например, в Минусинске корень всех проблем — частный сектор (вклад предприятий в загрязнение воздуха минимален) и нужны альтернативные виды топлива.
Второе важное направление — это работа с отходами. Необходимо почти с нуля создавать современную инфраструктуру обращения с ТКО, в том числе полигоны, сортировочные комплексы. Задача — максимально извлекать вторичное сырье, чтобы затем использовать. В Красноярском крае есть несколько сортировочных комплексов, но этого мало. Надо создавать и современные полигоны либо за счет привлечения инвесторов через концессии, либо за бюджетные средства. Пока в планах строительство только одного полигона за счет бюджета и рассматриваются три концессии, но этого явно недостаточно.